Мы в Телеграм https://t.me/hsedesign
Родившийся в Венгрии Марсель Брёйер в 18 лет уехал из дома и в 1920 году поступил в недавно созданную в Веймаре Школу «Баухаус», став одним из самых молодых ее студентов. Одной из первых работ, прославивших его, стал созданный в 1925-26 годах стул Wassily, названный в честь одного из преподавателей «Баухауса» Василия Кандинского. Вопреки распространенному мнению, сам Кандинский в создании стула участия не принимал — он лишь выразил восхищение его дизайном. Да и само название Wassily появилось лишь десятки лет спустя с подачи его производителя — фирмы Gavina. До этого он был известен как Model B3.
Идея стула пришла Брёйеру, когда он катался на велосипеде. Конкретнее, его вдохновил велосипедный руль — гнутая металлическая трубка. А что, если сделать из нее каркас стула или кресла? Взяв за основу традиционное клубное кресло с толстыми подушками, Брёйер избавил его от всего лишнего, оставив голый «скелет». Подушки он заменил тканью, известной как эйзенгарн.
В итоге получилось классическое творение школы «Баухаус» — лаконичное, эстетичное, функциональное и легкое в изготовлении. Первым изготовителем стала немецко-австрийская мебельная фирма Thonet, до этого производившая в основном мебель из гнутого дерева. Стул сперва производился в двух версиях — обычной и складной. Ткань плотно натягивалась расположенными под сиденьем и за спинкой пружинами. Сама ткань — эйзенгарн — была сделана из прочной, блестящей, вощеной хлопковой нити. Материал был изобретен еще в 19 веке, но Маргарета Райхардт (1907-1984), студентка ткацкой мастерской Баухауса в результате экспериментов смогла улучшить качество нити.
Стул Брёйера стал революционным в использовании как материалов, так и методов производства. Совсем незадолго до его создания фирма Mannesmann освоила процесс изготовления бесшовных стальных труб. До этого стальные трубы имели сварной шов, который разрушался при изгибе.
Первоначальная версия компании Thonet была снята с производства во время Второй мировой войны. По окончании войны права на мебель Брёйера купила итальянская Gavina. В 1965 году итальянская фирма перешла под контроль компании Knoll, которая сейчас и владеет правами на творения Брёйера.