Д-р Сингх: Есть научный журнал, называемый «Nature» (Природа). В нем публикуются статьи о таких явлениях природы, как растения, цветы и минералы, но никогда не упоминается Бог.
Шрила Прабхупада: Мы можем заметить, что все растения порождены природой, и будем правы. Но следующий вопрос, который мы должны задать: «Кто создал природу?» По-настоящему разумный человек будет задавать этот вопрос.
Д-р Сингх: Как правило, люди не думают об этом.
Шрила Прабхупада: Это значит, что они просто глупы. Откуда появилась природа? Как только речь заходит о природе, следующий вопрос должен быть таким: «Чья природа?» Природа — это энергия. А коль скоро вы говорите об энергии, мы должны спросить об источнике энергии. Например, если вы говорите об электрической энергии, то должны признать, что у нее есть источник, электростанция. Как можно отрицать ее существование? Подобно этому, природа не действует сама по себе, она находится под контролем Бога.
Карандхара: Геологи изучают слои земной коры, чтобы установить происхождение Земли.
Шрила Прабхупада: Но эти слои постоянно создаются и разрушаются. Сейчас они одни, а через какое-то время будут другими. Они — джагат, постоянно изменяющиеся. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» [8.4]: адхибхутам кшаро бхавах — «Материальную природу отличает бесконечная изменчивость». Поэтому, просто наблюдая за самой энергией, невозможно обнаружить ее источник. Сейчас земные слои могут быть черными, а позднее стать белыми, потом снова черными, и так далее. Сейчас холодно, в середине дня будет тепло, а вечером опять похолодает. Таким образом все материальное творение претерпевает разнообразные перемены. Наши тела постоянно меняются. Все меняется. Но какая вечная реальность стоит за этими изменениями? Это должно быть предметом изучения истинной науки. Ученые не могут обнаружить вечной реальности, и потому разочарованы. Они думают, что в основе всего лежит пустота, ноль. Они думают, что вечность значит ноль. И когда их спрашивают, откуда взялся этот ноль, они говорят: «Он появился из ничего». Поэтому мы должны задать им вопрос: «Как возникло многообразие окружающего нас мира?» Веды гласят, что само разнообразие вечно, тогда как изменчивое многообразие, которое ученые изучают в материальном мире, временно. Это многообразие — тень подлинного многообразия. Это многообразие — тень подлинного многообразия, а тень не бывает вечной. Подлинное многообразие существует вечно в духовном мире.
Д-р Сингх: То есть материальная вселенная подобна миражу?
Шрила Прабхупада: Да. Предположим, я вижу в пустыне воду, но на самом деле ее там нет. Это иллюзия. Вода существует, но не в этом мираже. Аналогично этому, материальное многообразие, которое мы наблюдаем, — многообразие наслаждений — подобно этому миражу. Мы, живые существа, созданы для наслаждения, но ищем его не там, где надо, в иллюзии. Мы подобны животным в пустыне, которые гонятся за иллюзией воды в мираже и в конце концов погибают от жажды. Они не могут утолить жажду этой иллюзорной водой. Так же и мы стремимся создать множество вещей, чтобы утолить свою жажду наслаждений, но на каждом шагу терпим поражение, поскольку материальное существование — иллюзия. Поэтому быть по-настоящему разумным — значит задаваться вопросом: «Где реальность? Где вечная основа, стоящая за этой иллюзией?» Только установив это, мы сможем испытать настоящее наслаждение.
(Фрагменты из книги "Жизнь происходит из жизни")