МТ-ЛБ уже 56 лет, а она все еще пашет по всему миру! Аппарат легендарный и полезный, но в чем секрет успеха?
Многоцелевой транспортёр-тягач лёгкий бронированный, он же МТ-ЛБ—проект, придуманный в далеких 60-х годах двадцатого века в славной на то время стране: СССР, где он задумывался как замена устаревшим и уязвимым для любых атак грузовикам, а так же более ''проходимая'' версия тогдашних броневиков по типу ранних БТР для транспортировки пехоты, ее поддержки, а так же безопасной доставки грузов и буксировки орудий
Для второй половины ХХ века такая задумка казалась очень и очень перспективной, а еще и уникальной! Если западные аналоги и существовали, то это было что-то совсем ''мимо поля'' или не такое массовое и доступное, в данном случае простота и оказалась секретом успеха тягача—ремонт мог проходить чуть ли не в любых условиях, деталей было море, а конструкция не представляла никаких трудностей и имела схожести больше с трактором, чем со сложным в системе танком
Все звучит хорошо ровно до тех пор, пока вы не загляните в ТТХ этого красавца: бронированного тут меньше чем хотелось, что самое печальное—намного меньше чем хотелось:
Броня МТ-ЛБ обычной модификации:
- 14 мм стали в лобовой части( низ и верх)
- 7 мм во всех остальных местах от днища до кормы
Посмотрев на довольно большие габариты этой техники можно сразу понять что это очень, и очень уязвимая цель для любой засады, тут даже низкий силуэт не поможет
Теперь про достоинства, а так же ''болезни'' ''Мотолыги''
В первую очередь это тягач, иногда десантная машина,которая не может адекватно вести бой(об этом позже) а еще реже машина поддержки вроде БМП
Максимальная скорость по шоссе в 60 км/ч безусловно поможет в транспортировке чего угодно довольно быстро и в нужное место, но для этого вполне подойдет и любой камаз или зилок, а где на войне целое шоссе, так еще и куда угодно?
Как тягач это условно хороший аппарат, а вот как перевозчик десанта очень даже ничего—11 человек внутри и почти сколько угодно на корпусе, что к слову будет безопаснее—очень даже ничего
Для подобных операций тягач хорошо подготовлен: выход сзади, броня от винтовок и пулеметов 7.62, 5.56 и какой-никакой пулемет в башенке уже что-то и выглядит лучше чем ''буханка''
Проблемы тягача, которые так и не решили/почти не решили
- Вооружение
Если и поставили какое-то оружие на этого монстра, то нужно было ставить не хуже чем на БТР, а то влупили мелкокалиберный ПКТ и забыли, из-за которого в Афгане, колонны из такой техники отхватывали от любых групп врага и не могли ничем ответить—1 на 1 машина не представляет опасности почти никому, разве что грузовикам и пехоте в поле
- Огромный борт и слабая броня
Тягач имеет длинный корпус, большая часть которого защищена броней толщиной в 7 мм и легко простреливается крупнокалиберными пулеметами, осколками, ездить внутри этой ''консервы'' банально опасно—двигатель не так далеко от условного десантника Васи, при возгорании которого Василий и его товарищи или сгорят или получат пулю,пока будут покидать машину, ездить на корпусе не менее опасно, но так можно в случае подрыва со стороны борта соскочить, а при перестрелке быстро укрыться за корпусом
Модификации, массовые и не очень
Время особенно не щадит технику, поэтому скоро после создания тысячи тягачей, которые так усердно ''клепали'' по всему СССР оказались немного лишними и их пришлось куда-то девать, а тут так удобно по всему миру начали создавать системы ЗРК и ПТУРы—это и стало судьбой многих свободных ''мотолыг''
ЗРК ''Стрела'' на базе МТ-ЛБ
Зенитка, которая может самостоятельно передвигаться, доедет в любой пункт по воде, болоту и грязи—отличная затея
Максимальная дальность полета в 5 километров, средняя, а то и низкая скорость полета ракеты—краткая характеристика такого комплекса, сейчас таким разве что вертолеты сбивать: современный самолет может увернуться от атаки маневрами или тепловыми ловушками, а зенитка раскроет себя и возможно будет уничтожена наземной техникой противника, диверсантами
Штурм-С(В, СМ)
В роли ПТРК тягач меняет свои плюсы и минусы: низкий силуэт поможет в маскировке, большой корпус и много места сможет вместить много зарядов, а вот броня ему больше не нужна—основная цель, а именно танк сможет быстро уничтожить эту машину, если сможет ее раскрыть
Машина имеет радар, большую дальность(400м-5км) что не совсем необходимо: на поле боя редко бывают такие столкновения с дальностью в 5 километров, а в чистом поле справится и пехота и любой другой ПТРК, интерес представляет только из-за проходимости и факта того, что можно относительно легко нацепить все это на любой МТ-ЛБ со склада, который пройдя модификацию станет или ПВО или ПТРК
МТ-ЛБР6
БМП? Нет, все еще Мотолыга!
Украинский прототип глубокой модификации МТ-ЛБ, ставший натуральной заменой БМП, но не так быстро:
Да, тягач получил доп. бронирование, автоматическую пушку и возможно новый двигатель, но теперь десанта там влезет и близко не 11 человек, а масса не даст нормально передвигаться что по дорогам, что по пересеченной местности
Смысла в такой модификации банально нет, с украинскими запасами на складах можно очень долго снимать с консервации сколько угодно БМП-1 и БМП-2 разных годов и модификации, а не тратить больше денег и времени на обклеивание пластинами тягача
Вот так и живет роботяга, по данным на сегодня в мире их около 55 тысяч штук, большинство из которых скорее всего на складах в Украине и Росиии, а так же остальном СНГ и совсем малая часть ездит ''где-то там'' по пустыням Сирийского и ежи с ними востока