Найти тему
Сергей Учватов

"Русский рейд": интервью с генеральным продюсером фильма

1 октября в широкий прокат вышел новый амбициозный кинопроект отечественного производства под названием “Русский рейд”. Лента примечательна прежде всего попыткой создать настоящий российский боевик — с упором на экшн, хорошо поставленные сцены боев и красоту кадра. Стоит отметить, что попытка вполне удалась, и фильм точно заслуживает зрительского внимания. От “Русского рейда” не стоит ждать каких-то сценарных изысков, но это очень стильный и динамичный каскадерский боевик в духе лучших представителей жанра. Этот фильм явно претендует на то, чтобы вдохнуть новую жизнь в жанр отечественного экшена.

Коротко о сюжете. Картина рассказывает зрителю о рейдерском захвате завода — некогда важном оборонном предприятии, в цехах которого ныне разливают дешевый алкоголь. Во время заседания совета директоров на завод врывается группа рейдеров, заручившаяся поддержкой местной полиции и разработавшая идеальный план захвата. Их цель — обезвредить охрану и заставить акционеров переписать предприятие на своего нанимателя под прозвищем Решала (Илья Антоненко). Но оказывается, что опустевшие цеха — это только прикрытие для тайного бизнеса по торговле оружием, и теперь рейдерам предстоит смертельная борьба с вооруженными и хорошо подготовленными бойцами. При этом главному герою — таинственному наемнику Никите (Иван Котик), который, собственно, и заварил всю эту кашу, — наконец выпадет возможность отомстить за отца и восстановить справедливость.

Чтобы раскрыть некоторые особенности нового российского боевика я поговорил с генеральным продюсером “Русского рейда” Ольгой Лоянич.

«Русский рейд» — это все-таки нишевое кино для любителей каскадерских боевиков, или фильм будет интересен и более широкой аудитории?

Безусловно фильм рассчитан на широкую аудиторию, “Русский Рейд” — это, не только визуальный аттракцион в лучших традициях экшен – кинематографа, но и кино, затрагивающее социальные вопросы и проблемы. Мы исследуем вопросы применения силы в современном мире: что решает сила и чего сила решить не может? Где грань насилия у «Добра с кулаками»? Наши герои невыдуманные, хорошо узнаваемые персонажи, которые знакомы каждому жителю нашей страны: солдат, вернувшийся с чужой войны, спортсмены без будущего, девушка, которая пытается отстоять свои интересы в мире сильных мужчин. История про простых людей, которая случилась где-то рядом с нами.

-2

Многие считают, что в названии «Русский рейд» заложена аллюзия на культовый индонезийский боевик «Рейд». Это действительно отсылка так или простое совпадение?

Для нас индонезийский “Рейд” был символом прорыва, который удалось сделать этому фильму для индонезийского кино, мы не ставили задачу делать похожее кино или соревноваться. Название больше связано с практикой рейдерства, которая стала визитной карточкой криминальной жизни России, начиная с 90х и до настоящего времени. Совпадение показалось нам хорошим знаком, а эпитет “Русский” появился в связи с традиционной у нас непредсказуемостью истории, когда абсолютно всё идет не по плану.

Почему для своего фильма вы выбрали именно тему рейдерства? Эта тема является актуальной и для современной России?

Рейдерство, начиная с 90х, стало технологией, которая, обрастая новыми изобретениями, широко используется на просторах России и, теперь уже, не только. В момент съемок, в 2019 году в Москве, происходил рейдерский захват предприятия. Рейдерам противостоял директор, вооруженный ружьем, в одиночку он вел оборону предприятия, умело перемещаясь по территории и ведя ответный огонь. Ему удалось отбиться. Как оказалось, он предчувствуя подобное развитие событий, прошёл курсы выживания в перестрелке в городской среде и выжил. Это перекликается с событиями нашего фильма. В прессу подобные события попадают очень редко, но это происходит.

-3

Не секрет, что в вашей биографии был опыт работы следователя по экономическим преступлениям. Что-то из этого опыта нашло реальной отражение в картине?

Безусловно, опыт работы следователем помогает при создании подобного кино, помогают люди с которыми я знакома, благодаря этой работе, знание психологии и преступников, и полиции.

Вы говорили, что «Русский рейд» — это попытка снять настоящий русский боевик. А что такое «настоящий русский боевик»? Заявка на какой-то специфический стиль и антураж (навроде «гонконгского боевика» ) или же это просто качественный боевик, снятый в России и о России?

Русский боевик должен отличаться от всех видов боевиков, существующих на настоящий момент. Мы долго исследовали тему Русской Силы, ключевыми стали записки о русских немецкого офицера времен второй мировой войны. Он служил в егерском полку: у немцев это была элита, немецкий спецназ, предпочитавший перестрелке рукопашный бой. Он писал, что самое страшное, когда встречаешь в рукопашном бою Русского солдата — эта его улыбка, расплывающаяся на лице. И мы решили смешать смех и слёзы, и сделать настоящий русский боевик.

Насколько я понимаю, одной из главных целей Ивана Котика, сыгравшего главную роль в фильме, стало создание собственной боевой пластики, которая не была бы похожа на привычные нам по фильмам с условными «сигалами, стэтхэми и джеки чанами» стили боевых искусств. Как вы считаете, удалось достигнуть этой цели в полной мере?

Да, его пластика выглядит убедительно: когда он дерется с привычными нам представителями бокса, борьбы, мма, этому веришь. Мы не стали усложнять хореографию и сделали талантливого русского кулачного бойца. Мы использовали элементы казачьего, пластунского стиля, но делали это без чрезмерности, проверяя каждый элемент в реальном спаринге. Нам очень помогла база традиционного китайского ушу, мастером которого Иван является. Китайцы очень хорошо хранят традиции, и если поездить по отдаленным уголкам Китая, можно найти воинские стили, похожие на русский казачок.

-4

Для написания сценария был приглашен американец Роберт Орр. Почему именно Орр, и насколько ему удалось вникнуть в российские контексты? Или от сценариста боевика вообще не требуются большого погружения в национальную специфику?

Мы пробовали сотрудничать с нашими сценаристами, но не смогли найти сценариста, который может написать экшен-сценарий, другая школа. Мы были в растерянности и решили найти сценариста, который уже писал экшен, иностранца.С Робертом нас познакомила наш сопродюсер Мила Розанова, которая живет в Лос-Анджелесе. Орр писал сценарии к таким фильмам как “Темный мир”. Роберт сразу заинтересовался историей и глубоко проникся ей. Мы собрали целое досье на каждого персонажа, это помогло понять иcторию не только Роберту, но и нам самим. Мы боялись, что нас заподозрят в шпионаже, когда пересылали такое количество информации (шутка).

В фильме играет актерская команда с очень высокой боевой подготовкой. Пожалуйста, расскажите немного, как проходили кастинг и подготовка актеров для съемок.

Наш режиссер Денис Крючков с раннего возраста увлекается единоборствами и до сих пор занимается, это и было одно из условий кастинга: все актеры, участвующие в боевых сценах, должны быть настоящими бойцами. Мы проводили кастинг только среди таких актеров, это сильно сузило нам поиск, в российском кино немного увлекающихся боями актеров. Зато когда команда была собрана, никому ничего объяснять уже не пришлось. Подготовка была похожа на спортивные сборы, никакого нытья или “я не могу, не буду” и подобных разговоров. Присутствие многократного чемпиона мира Владимира Минеева для остальных парней еще более подняло планку отношения к себе и к процессу. А Иван Котик — член каскадерской команды Джеки Чана, его опыт нам очень помог в подготовке и вывел её на новый уровень.У нас был длинный подготовительный процесс, необычный для российского кино, это помогло нам сплотиться как команде и суметь снять задуманное.

-5

В качестве музыкального сопровождения к фильму много русского рэпа. Это дань современным трендам или подобный жанр действительно хорошо подходит для российского боевика?

Рэп стал музыкой улиц, а у нас уличное кино. В фильме есть две музыкальные линии: драматическая киномузыка, назовем ее рок-н-ролльная и битовая, рэпчик. Это противостояние музыкальных тем помогает усилить конфликт персонажей.

Очевидно, что любой качественный боевик — это не только экшн, но и всегда заявка на какую-либо мораль. Как бы вы сформулировали главную мысль фильма «Русский рейд»?

В фильме исследуется несколько вопросов: классическое противостояние солдата и атлета; место солдата, вернувшегося домой; будущее спортсмена, когда он заканчивает со спортом.

Но главную мысль можно сформулировать так: “Солдат — тот, кто свой дом защищает, а кому защищать нечего — тот бандит!”.

Выражаю большую благодарность Ольге Лоянич за ответы на мои вопросы.

-6

Смотрите “Русский рейд” в кинотеатрах нашей страны и делитесь впечатлениями о настоящем российском боевике.