Рост заболеваемости Covid-19 и последующие карантинные меры оказали в разных странах примерно одинаковое действие, причём влияние нового фактора затронуло сразу несколько направлений:
1. Введение ограничений тормозит всякую деловую активность. Люди, которые ранее покупали товары и обеспечивали определённый уровень спроса, в условиях карантина не могут осуществлять покупки или существенно ограничены финансово (многие во время пандемии вынуждены были отправиться в отпуск или вовсе потеряли работу). Предприятия, мощности которых остановлены из-за необходимости отпустить сотрудников на карантин, тоже не требуют поставок сырья и материалов в тех объёмах, которые были нужны ранее. По этой причине в марте сократился экспорт российских товаров: на 13% — в Евросоюз, на 11,6% в страны ЕАЭС и на 8,2% китайским партнёрам (в сравнении с докризисными показателями за декабрь 2019).
2. Угроза инфекции создаёт спрос на лекарственные препараты, оборудование и товары первой необходимости. Здесь производители могут наращивать производство и получать сверхприбыли. Не в убытке оказывается также рынок продовольственных товаров. Так за январь и первую половину февраля, когда в Китае был карантин, экспорт морепродуктов из России в Поднебесную вырос на 19%, а продукции АПК — на 48% (относительно января-февраля 2019). Однако мало кто озаботится покупкой мебели, бытовой техники или нового автомобиля. По производителям подобной продукции эпидемия ударила особенно сильно. Рынок перестраивается, и отрасли, бывшие ведущими, отходят на задний план.
3. Снижение потребности в сырье и покупательной способности населения провоцирует переизбыток товаров и падение закупочных цен на многие категории. Такие условия заставляют производителей продавать по стоимости меньшей, нежели та, на которую они изначально рассчитывали. В этой связи пострадали стоимостные показатели по многим статьям экспорта. Отдельные отрасли при общем повышении объёмов поставок недосчитались прибыли. Так на март 2020 Россия поставила за рубеж на 0,4% больше продукции машиностроения, тогда как полученная прибыль сократилась на 6,5% относительно декабря 2019 года.
4.В условиях коронавируса реализовать свой товар становится сложнее, а вот издержки растут. На фоне сокращения числа принимаемых судов в Китае выросла стоимость фрахта — в феврале ставки возросли на 30-60%. Вынужденные простаивать суда со скоропортящимися продуктами и материалами, требующими специальных условий для хранения, получали космические счета. Сложности возникли и с доставкой товаров другими видами транспорта. Сократился объём авиаперевозок, так как часть коммерческих грузов перевозится на пассажирских самолётах, а эти рейсы между странами были отменены. Сложности и задержки в пути возникли и у дальнобойщиков. Вынужденные пересекать границы, они обязаны были подтверждать отсутствие вируса и соблюдать карантин. В марте на границе между Белоруссией и Польшей даже было введено обязательное анкетирование всех водителей. Многие дальнобойщики просто отказывались выходить в рейсы, предвидя столь многочисленные сложности.
Источник: https://fumigation1.ru/company/companystati/1566-koronavirus.-masshtabyi-porazheniya.html
Коронавирус. Масштабы поражения. Часть2: https://zen.yandex.ru/media/fumigation1/koronavirus-masshtaby-porajeniia-chast-2-5f780b6b952c3b370e0797c7