Появилась на работе новая сотрудница. Девушка-дизайнер, крепкий профессионал и вообще умница. Лет на 12 моложе меня. Если бы супруга меня к кому-либо ревновала, то... в общем, после такого отзыва о новой коллеге мне не жить:)
Но жена у меня - чудо-человек, да и повода к ревности нет, так что пишу без страха. Тем более, что речь не о ревности, не о красивых и умных девушках и точно не о супружеской жизни.
Речь как раз - простите мне это "масло масляное" - о речи.
_____
Так вот, по работе постоянно приходится, хочу я того или нет, поддерживать диалог практически с любым собеседником. Переговоры, претензионка, обучающие семинары - всё это самое что ни на есть прямое и живое общение с людьми. То есть, умение слушать и говорить.
Всегда приятно, когда с тобой разговаривает не биоробот, а нормальный собеседник. Тот, кто способен где надо выслушать, а по ситуации - разрядить напряжение шуткой. Поэтому "дежурных" шуток, анекдотов и так далее я держу в запасе очень много. Положение обязывает.
При этом большинство этих хохм и приколов - они уже давно бородатые. Они из моего детства, из студенческих лет. Что-то прилипло за годы жизни непонятно откуда, что-то подслушал в своё время у отца, обладавшего превосходным чувством юмора. Кое-что пришло из студенческого юмора. Многое осталось от беззаботных времён турслётов и прочего КВН-а под открытым небом.
И всё это, несмотря на то, что пришло откуда-то из глубины времён, не актуально, не современно - оно работает!
Коллега-дизайнер, о которой я комплиментарно отозвался выше, восторгается подобными вещами. Хотя им сто лет в обед, и борода до пола.
И не только она.
________
Ловлю себя на мысли, что ведь и мне иногда встречаются люди из старшего поколения, чей юмор кажется просто шедевральным. С такими очень легко и просто общаться. Они какие-то... не знаю, как сказать. Комфортные, что ли. Удобные. И интересные.
Такие не давят, но мягко обволакивают тебя своей харизмой. Почему так? И как у них это получается?
Озадачился. Подумал немного.
Не претендую на истину в конечной инстанции, конечно, но вот какое мнение сложилось: до определённой степени юмор из прошлого, который отличается от общепринятого в данный момент времени, оказывается хорошо востребован.
Попробую сейчас разложить по полочкам, что имею в виду.
________
Советский Союз. Не важно, каких лет. Пусть тех, которые я застал самым краем. Бровеносец в потёмках, потом гонки на лафетах и, наконец, Миша Меченый.
"Ералаш" для детей, "Фитиль" для взрослых. Журнал "Крокодил", единственное сатирическое издание.
Юмор по телевизору - или интеллектуальный "Кабачок 13 стульев", или пародии от мэтров эстрады - Райкин, Карцев, Никулин, Жванецкий. На минуточку, от людей умных и интеллигентных.
Да, всё, что я перечислил - здорово и востребовано. Ну, кроме Крокодила, разве что. Но этот юмор не является массовым, для этого он слишком элитарен.
А подлинно народным жанром в таких условиях становится анекдот. То есть, история, передаваемая из уст в уста. Без авторства, без визуализации, но с широчайшими возможностями для распространения в обществе.
_______
"Борис Синий, Россия Молодая" (с).
Чернуха в жизни и на экране в промышленных масштабах и неописуемых объемах.
На первой кнопке плотно прописывается КВН. Где-то там появляется Аншлаг. Страна смотрит Джентльмен-шоу от КВН-щиков-одесситов, Городок Олейникова и Стоянова, замечательное детище Георгия Делиева под названием Маски-шоу. Сюда же отпочковавшийся от них Каламбур и ещё какое-то количество передач, промелькнувших, но великого следа не оставивших. Клуб "Белый попугай" с Никулиным...
Да, всё это - поначалу те же самые анекдоты, только рассказываемые по телевизору. С минимумом актёрской игры. Но постепенно начинается подключение "визуализации". Помимо интеллектуального юмора, появляется юмор гэговый. То есть, юмор, в основе которого лежит очевидная нелепость. Юмор, для понимания требующий видеоряда, и отдельно от видеоряда не существующий.
Вот скажите мне, олды... мы смеялись над Дринкинсом из "Крутого пике". А можно ли юмор сцен с его участием передать только словами? Нет.
Анекдот по прежнему жив. Но часто для юмора этой эпохи необходимо не только и не столько содержание, а видеоряд.
_________
"Владимир Вечный, Россия Великая" (с)
Я сейчас скажу, наверное, то, что будет воспринято в штыки. Но - телевизионный юмор уже мало кого интересует. Да, есть полумёртвый и унылый донельзя КВН, успешно генерящий всякого рода гудковых. Есть Камеди-что-то-там, со всеми его ответвлениями и выкидышами - кстати, иногда дающими неплохие результаты. Уральские пельмени есть, и даже не одни.
А ещё есть интернет. Который за весьма умеренный прайс доносит до реципиента хоть тест, хоть видео, хоть звук, хоть картинку.
И тут получается интересная такая тема. Чтобы читать текст, простите за масло масляное, надо уметь читать. Надо иметь развитое воображение, чтобы визуализация происходила в твоей голове... а зачем? Зачем, когда до тебя и так всё доносят? Видео, звук, картинка. Суррогат мышления, и даже не самый лучший суррогат - комиксы, которые, по сути своей, есть то же самое, бывают отличными, а вот мемы... тоска.
В итоге на смену анекдоту приходит мем как "базовая единица" передачи юмористической информации. Единица в достаточной степени примитивная и рассчитанная на невзыскательного потребителя.
______
И вот тут в силу примитивности мема возникает возможность для ренессанса анекдота как жанра.
И это возвращение анекдота - оно присутствует в том или ином виде.
Где-то в виде перерождения до уровня философской притчи- возьмём как пример того же Джорджа Карлина.
Несмотря на безусловную фотогеничность этого стендап-комика (а комика ли?), мы не смотрим на него. Мы читаем то, что он говорит. Пример - картинка выше. Так ли важно изображение человека в чёрном? Или всё-таки вы прочли текст слева?
Где-то анекдот возрождается, возвращаясь к традициям монологов мэтров эстрады. Не надо в меня кидать ничем тяжелым, но... но то, что раньше делал Жванецкий - разве подобные мотивы не проскальзывают у, допустим, Павла Воли?
_____
Короче говоря, чем более выхолощенным и упрощённым для понимания оказывается юмор (мемы), тем выше ценность старых, более интеллектуальных форм (анекдоты).
А это мы ещё не затронули что-нибудь совсем уж экзотическое, из позапрошлого века. Эпиграммы, например.
Как-то вот так. Сумбурно? Да и пофиг.