Найти в Дзене
Анна Струкова

Натюрморт как напоминание о смерти и скоротечности жизни

Недавно я впервые посетила московский музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Пушкина здесь можно увидеть только в виде забавной куклы, свесившей ножки с книжного шкафа. Музей интересен прежде всего собранием подлинников живописных работ итальянских, немецких, французских и голландских мастеров. По залам музея я гуляла не бесцельно: в моем путешествии меня сопровождал аудиогид, поэтому удалось кое-что узнать о картинах.

Среди прочего мое внимание привлекли натюрморты, изображающие дорогие кубки и изысканные яства. На первый взгляд, приятные глазу и вполне подходящие для украшения столовой или гостиной. Но предназначение этих натюрмортов состояло не только и не столько в услаждении взора. Они должны были напоминать своим владельцам (а, как правило, это были зажиточные буржуа), о быстротечности и хрупкости земной жизни и смертном часе, который ждет каждое живое существо.

Натюрморт со скрипкой и серебряной посудой / Французский мастер второй половины XVII века. Картина из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина
Натюрморт со скрипкой и серебряной посудой / Французский мастер второй половины XVII века. Картина из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Натюрморты, содержащие такое напоминание в явном или символическом виде, даже были выделены в отдельный жанр, получивший название Vanitas.

Термин Vanitas восходит к библейскому стиху из ветхозаветной книги Екклесиаста: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!» (лат. vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas).

Напоминания о смерти в произведениях искусства не были чем-то новым. С древних времен человечество использует те или иные символы, чтобы как-то обозначить свое отношение к такому важному событию, как прекращение земного существования. Самый простой и понятный символ – это череп, кости или скелет, словом, то, что остается от человека, когда истлевают мягкие ткани. Внешний вид костей (неважно, настоящие это кости или скульптура или изображение) вызывает сильный эмоциональный отклик у любого, кто на них смотрит, потому что двойного толкования быть не может. Они символизируют, что земная жизнь определенно закончена, и возможностей что-либо исправить уже нет.

Входной портал церкви Santa Maria dell'Orazione e Morte, Рим
Входной портал церкви Santa Maria dell'Orazione e Morte, Рим

В Древнем Риме, по утверждению христианского автора Тертуллиана, во время триумфальных шествий за полководцем шел раб, который должен был произносить ставшую крылатой фразу Memento Mori! (Помни о смерти). Сейчас есть сомнения в том, что так могло происходить в действительности, тем не менее древние римляне уделяли большое внимание такому событию, как смерть, и готовили для себя и своей семьи роскошные усыпальницы еще при жизни. Самая большая такая усыпальница, сохранившаяся до наших дней не в виде руин – замок Святого Ангела в Риме, перестроенный из мавзолея императора Адриана.

Черепа, кости, скелеты часто использовались в христианском искусстве, но не для того, чтобы напугать верующих своим отталкивающим видом, а лишь напомнить им о том, что земная жизнь коротка и мимолетна, и нужно прожить ее так, чтобы после смерти поступки и мысли человека получили соответствующую оценку. В католических церквях рисовали рай на потолке, куда возносятся души праведников, а у входа или в капеллах, где хоронили знатных персон, помещали изображения скелетов и черепов.

Капелла Киджи, церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим
Капелла Киджи, церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим
Капелла Киджи, деталь.
Капелла Киджи, деталь.

Прежде, чем приблизиться к раю, предстояло еще достойно прожить жизнь, не забывая наполнять ее добрыми делами и поступками и имея в виду, что земного времени на эти добрые дела отпущено немного. Так, по крайней мере, задумывалось в идеале. Циничные и стойкие к внешним впечатлениям люди взирали на черепа равнодушно, как на предметы интерьера. Но на кое-кого черепа все же воздействовали, заставляя задуматься о качественном наполнении собственной жизни.

Жанр Vanitas в живописи начинался с прямолинейного изображения черепов, по соседству с которыми могли размещаться цветы (символ быстротечности жизни) или догоревшая свеча (символ человеческой души). Но и в более поздние времена, вплоть до наших дней, художники не отказывались от столь мощного по воздействию символа.

Якоб де Гейн, Vanité.  1603 г.
Якоб де Гейн, Vanité. 1603 г.
Филипп де Шампень, Vanité, или Натюрморт с черепом, вторая половина XVII в.
Филипп де Шампень, Vanité, или Натюрморт с черепом, вторая половина XVII в.

Жанр был популярен на Севере, у французских, нидерландских и фламандских художников. Наибольшее развитие он получил в протестантских Нидерландах в XVI-XVII веках, в особенности в городе Лейдене, крупнейшем центре кальвинизма.

После победы Реформации потребность в изображении различных святых отпала: протестантские церкви не признают культ святых и Богородицы, они не нуждаются в таком обильном декорировании, как католические, религиозные обряды максимально упрощены и удешевлены.

Поскольку библейские сюжеты в непосредственном изображении больше не были актуальными, и церковные иерархи перестали выступать в качестве основных заказчиков, нидерландские художники начали обращаться к другим темам и искать новую клиентуру. В их творчестве свое развитие получили пейзажная живопись и натюрморт (что буквально переводится как «мертвая природа»), который ранее не существовал как отдельный жанр: изображения неживых предметов могли служить только лишь частью фона или обстановки на картинах религиозной тематики, но не вырастали до самостоятельных произведений.

Карло Дольчи. Мадонна с Младенцем и цветами. Ок. 1650 г.
Карло Дольчи. Мадонна с Младенцем и цветами. Ок. 1650 г.

Мадонны и библейские сцены продолжали определять творчество художников Юга. Но художникам Севера в изменившихся условиях необходимо было искать новые формы для выражения библейских идей, поэтому первые натюрморты полны символизма и… отсылок к Библии. Первые из них - с черепами и догоревшими свечами - прямо напоминали своим владельцам о конечности земного пути, как в Древнем Риме это делали рабы, шедшие за спиной полководцев во время триумфальных шествий. Такие натюрморты покупали успешные люди – предприниматели, тоже своего рода триумфаторы, которым, согласно воззрениям протестантизма, благоволит сам Бог. Благоволение выражается в деловом успехе и росте благосостояния, но избранность судьбы не означает вечной жизни: смерть – великий уравнитель, настигающий богатых и бедных, глупых и мудрых, худших и лучших сынов человеческих.

Книга Екклесиаста, глава 2: «Я видел: мудрость лучше глупости, как и свет лучше темноты, и мудрый пользуется разумом, как глазами, чтобы видеть, куда он идёт. А глупый - как идущий в темноте. Но и у глупого, и у мудрого конец одинаков - оба они умирают».

Со временем жанр Vanitas эволюционировал, появились более тонкие в символическом плане произведения. Цель была все та же, изменилась подача. На картине мог отсутствовать зловещий череп, но заказчики все равно усматривали в натюрморте, которые становились все более роскошными и насыщенными по цветам, множество напоминаний, будучи осведомленными о символических значениях предметов.

Карстиан Люкс. Аллегория Карла I Английского и Генриетты Французской. 1670-е
Карстиан Люкс. Аллегория Карла I Английского и Генриетты Французской. 1670-е
Виллем Хеда. Натюрморт с устрицами и серебряной посудой. 1634 г.
Виллем Хеда. Натюрморт с устрицами и серебряной посудой. 1634 г.

Амброзиус Босхарт Старший. Цветы в китайской вазе. 1626 г.
Амброзиус Босхарт Старший. Цветы в китайской вазе. 1626 г.

Что символизируют различные предметы в натюрмортах, написанных в жанре Vanitas?

  • Кошельки, украшения, дорогая посуда: богатство и власть. В земной жизни иметь их приятно, а потерять смерти подобно, но на тот свет все равно не заберешь.
  • Книги, карты: грех гордыни. Знание открывает человеку мир, но также дает ложное и очень опасное ощущение превосходства над остальными.
  • Игральные карты, кубки, музыкальные инструменты, курительная трубка: эфемерность и мимолетность земных удовольствий.
  • Песочные часы, опрокинутые кубки, мыльные пузыри (homo bulla), фрукты с первыми признаками порчи и гнили: быстротечность жизни, конечность существования любого человека вне зависимости от его статуса.
  • Бабочка: человеческая душа. Это насекомое способно трансформироваться, перерождаясь из ползающей по земле гусеницы в прекрасную бабочку, порхающую в небесах. Совсем как человек, чья душа, освободившись после смерти от оков физического тела, устремляется ввысь.
  • Стекло и медицинские инструменты: хрупкость человеческого тела и здоровья.
  • Зеркало и зеркальные поверхности: тщеславие, гонка за пустой славой, гордыня, роскошь напоказ.
  • Очищенный лимон: плод лимона красивый и яркий на вид, но кислый на вкус - совсем как жизнь, которая состоит не только из радостей, но и горестей.
  • Бутылка: грех пьянства. Одна из основных добродетелей в протестантизме – умеренность, которая несовместима со злоупотреблением спиртными напитками и чревоугодием.
  • Виноград: обжорство или жадность. Также это символ бога виноделия Бахуса, что опять же указывает на грех пьянства.

Богатые и успешные люди нуждались, словно римские полководцы, в таких напоминаниях – чтобы не забывать о пороках, которых следует избегать людям, обличенных властью и богатством, и прожить свою жизнь достойно.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Ветхий Завет): «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь».

Жанр Vanitas не ушел в прошлое вместе с XVII веком. Он получил второе дыхание в творчестве таких художников, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и Энди Уорхолл. Везде, где присутствует изображение черепа или часов, можно усмотреть напоминание о бренности бытия, преходящести красоты и богатства – всего, за чем готов гнаться человек.

Пабло Пикассо, "Череп, морские ежи и лампа на столе". 1946 г.
Пабло Пикассо, "Череп, морские ежи и лампа на столе". 1946 г.
Бриллиантовый череп Дэмиена Херста. 2007 г.
Бриллиантовый череп Дэмиена Херста. 2007 г.

Представьте, если бы подобные произведения искусства, напоминающие о смертном часе и преходящести земной славы и богатства, висели в домах чиновников и бизнесменов России. Возможно, многое бы изменилось, если бы они каждый день глядели на черепа, а их жены – на увядшие цветы и испорченные временем персики.

Хотя такие напоминания необязательно могут быть в устаревшей форме натюрмортов. Думаю, более эффективно в век цифровых технологий приложение для смартфона с трекингом дурных привычек и поступков и отсчетом биологического времени. Возможно, многое бы изменилось, и мы бы приблизились, пусть на шаг, к качеству жизни в Нидерландах.