Отойду в сторонку от своих излюбленных тем про монетки и копанину, прошу подписчиков сильно не ругаться. Обещаю скоро вернуться в прежнее русло)
Просто на волне каких-то кризисных метаний и неопределенности рынка труда вспомнилась история 15-летней давности, когда я пытался устроиться на постоянную работу в одну из известных в нашем городе оптовых компаний на букву "О..".
В том время у меня был довольно хороший, хотя и нестабильный заработок: писал студентам на заказ дипломные и курсовые работы: целыми днями просиживал дома перед компом, трудовая книжка была заброшена на антресоли. Поддавшись влиянию родных ("чего дома сидишь - иди устройся на нормальную работу") - подал резюме в оптовую компанию на должность мерчендайзера. Задача простая: набив авто жевательной резинкой утром, к вечеру все раскидать по ларькам и магазинчикам.
НО! Прежде - стажировка 2 недели на складе в роли оператора (выписка накладных и пр.). Причем, склад этот занимался "непродом": парфюмерия, бытовая химия, предметы гигиены. На мой вопрос: а зачем? - ответ был гениально прост: "чтобы научился работать на компьютере с базой товаров".
Никакого официального оформления на этот срок не предусматривалось, зарплата была обещана чисто символическая.
Если шампуни, мыло и зубная паста - это вполне бытовая и понятная вещь, то женские колготки разных фирм, прокладки и другие предметы женской гигиены - их ассортимент стал для меня открытием года и серьезным психическим потрясением.
Уже повод напрячься, но нет!
Это же: "Крупная региональная оптовая компания, а поставщик жвачки - вообще мировой бренд! А знаете ли вы, какая у нас тут царит корпоративная культура? А как вам будут завидовать соседи?"...
В первое же утро наблюдаю такую картину: входит с важным видом человек, несет флаг фирмы "О...", весь коллектив склада выстраивается в круг, далее - стремительным шагом покорителя вершин "Форбс" в комнату заходит директор и затягивает песню!
Весь коллектив подпевает. Кончили. Разошлись по своим местам.
Спрашиваю коллегу: что это было, у вас сегодня какой-то праздник?
Нет, говорит, это гимн, поем каждое утро для поднятия коллективного духа. Думаю, шутит. Нет, вполне серьезно. Вот, говорит, бумажка с гимном - чтоб выучил и пел вместе со всеми.
На фоне этого трэша был один существенный плюс: возможность с утра караулить продукты с истекающим сроком годности (ИСГ) и тариться ими со скидкой до 80% Так наша семья открыла для себя вкусы элитных сортов шоколада и кофе. Затарился и, проработав еще 3 дня, свалил из этого рассадника коллективного мракобесия.
Гимн так и не выучил.
Естественно, денег не заплатили.
После этого места работы, устраивался и в другие места: где-то работал полгода, где-то несколько лет...
Подметил закономерность: чем громче на собеседовании "дуют в уши" о том, какая исключительная наша компания, какая у нас супер-пупер корпоративная культура, ценности бренда, дружный коллектив и прочее - тем более обесценивают ваш труд. Привожу краткий словарь:
"Известная компания с мировым именем" - (мы просто понтуемся, чтобы набрать молодых амбициозных кандидатов, готовых работать за копейки)
"Корпоративная культура, ценности бренда" - (вы будете работать за причастность к этим словам, и да - за копейки)
"Дружный коллектив" - (все, как один, готовы выйти работать в выходной день без оплаты; хронические переработки; на уходящего домой вовремя смотрят как на предателя)
Этот словарик можно дополнять, кстати, буду признателен за новые термины!
В любом случае, в таких компаниях вас пытаются заставить работать (и перерабатывать) за красивые слова, за причастность к "высшим идеям руководства", никак не монетизируя их для рядовых сотрудников. По сути, разного рода гимны и корпоративы имеют одну цель: сделать из коллектива управляемое и покорное стадо.
Увы: ценности бренда в кармане не звенят, а корпоративным гимном детей не накормишь.
Цените свое время, знания - и достойная работа найдется для каждого!