Спутник, ставший первым искусственным небесным телом, заупщенный на орбиту 4 октября 1957 г. Запуск был осуществлён с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР "Тюра-Там" (получившего впоследствии открытое наименование космодром "Байконур") на ракете-носителе "Спутник", созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты "Р-7".
В России 4 октября ежегодно отмечается как памятный день Космических войск.
Разработка и конструкция спутника.
Полёту первого спутника предшествовала длительная работа многих учёных и конструкторов. Теорию реактивного движения одним из первых разработал в своих статьях Константин Эдуардович Циолковский. Им было предсказано появление ракет на жидком топливе, искусственных спутников Земли и орбитальных станций. Циолковский был активным популяризатором своих идей и оставил после себя много последователей. Проектированием спутника занимались Михаил Клавдиевич Тихонравов и его группа. Значительную роль в организации работ по созданию спутника и его запуска сыграл Сергей Павлович Королёв. Также над первым спутников работали учёные М. В. Келдыш, М. С. Рязанский, О. Г. Ивановский, Н. С. Лидоренко, Г. Ю. Максимов, В. И. Лаппо, К. И. Грингауз, Б. С. Чекунов, А. В. Бухтияров и многие другие.
Проектирование ПС-1 (простейший спутник-1) началось в ноябре 1956 г., в начале сентября 1957 г. он прошёл окончательные испытания на вибростенде и в термокамере. Диапазоны частот передатчиков простейшего спутника (20 МГц и 40 МГц) были выбраны так, чтобы сигнал спутника могли принимать радиолюбители без модернизации аппаратуры.
Космический аппарат ПС-1 представлял собой шар диаметром 58 сантиметров, весил 83,6 килограмма.
Корпус спутника ПС-1 состоял из двух силовых полусферических оболочек из алюминиево-магниевого сплава АМг-6 толщиной 2 мм со стыковочными шпангоутами, соединёнными между собой 36 шпильками М8×2,5. Перед запуском спутник был заполнен сухим газообразным азотом под давлением 1,3 атмосферы. Герметичность стыка была обеспечена прокладкой в виде кольца из вакуумной резины с прямоугольным сечением. Верхняя полуоболочка имела меньший радиус и прикрывалась полусферическим внешним экраном толщиной 1 мм для обеспечения теплоизоляции. Поверхности оболочек полировались и обрабатывались для придания им специальных оптических свойств. Внутри герметичного корпуса были размещены: блок электрохимических источников (серебряно-цинковые аккумуляторы); радиопередающее устройство ПС-1; вентилятор, включающийся от термореле при температуре выше +30 °С и выключающийся при понижении температуры до +20…23 °С; термореле и воздуховод системы терморегулирования; коммутирующее устройство бортовой электроавтоматики; датчики температуры и давления; бортовая кабельная сеть. Масса источников питания составляла около 50 кг.
На верхней полуоболочке располагались крест-накрест две уголковые вибраторные антенны, обращённые назад; каждая состояла из двух плеч-штырей длиной по 2,4 м (УКВ-антенна) и по 2,9 м (КВ-антенна), угол между плечами в паре — 70°; плечи разводились на требуемый угол пружинным механизмом после отделения от ракеты-носителя. Такая антенна обеспечивала близкое к равномерному излучение во всех направлениях, что требовалось для устойчивого радиоприёма в связи с тем, что спутник был неориентирован.
Запуск спутника.
22 сентября в Тюра-Там прибыла ракета Р-7 № 8К71ПС (изделие М1-ПС "Союз"). По сравнению со штатными, она была значительно облегчена: массивная головная часть заменена переходом под спутник, снята аппаратура системы радиоуправления и одна из систем телеметрии, упрощена автоматика выключения двигателей; масса ракеты в результате была уменьшена на 7 тонн.
26 сентября Президиум ЦК КПСС постановил запуск спутника провести в середине октября.
2 октября Королёвым был подписан приказ о лётных испытаниях ПС-1 и направлено в Москву уведомление о готовности. Ответных указаний не пришло, и Королёв самостоятельно принял решение о постановке ракеты со спутником на стартовую позицию.
В пятницу, 4 октября, в 22:28:34 по московскому времени (19:28:34 по Гринвичу) был совершён успешный запуск. Через 295 секунд после старта ПС-1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км, в перигее 288 км. Через 314,5 секунды после старта произошли сброс защитного конуса и отделение ПС-1 от II ступени ракеты-носителя, и сразу его позывные услышал весь мир. На полигоне их ловили 2 минуты, потом Спутник ушёл за горизонт.
Ещё на первом витке прозвучало сообщение ТАСС: "В результате большой напряжённой работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли".
Только после приёма первых сигналов Спутника поступили результаты обработки телеметрических данных и выяснилось, что лишь доли секунды отделяли от неудачи. Перед стартом двигатель в блоке Г "запаздывал", а время выхода на режим жёстко контролируется, и при его превышении старт автоматически отменяется. Блок вышел на режим менее чем за секунду до контрольного времени. На 16-й секунде полёта отказала система опорожнения баков (СОБ), и из-за повышенного расхода керосина центральный двигатель отключился на 1 секунду раньше расчётного времени. По воспоминаниям Б. Е. Чертока: "Ещё немного — и первая космическая скорость могла быть не достигнута. Но победителей не судят! Великое свершилось!".
День запуска первого искусственного спутника Земли совпал с открытием очередного международного конгресса по астронавтике в Барселоне. Академик Леонид Иванович Седов сделал сенсационное объявление о выводе на орбиту "Спутника-1". Так как руководители советской космической программы, в силу секретности проводимой работы, были неизвестны в широких кругах, именно Леонид Иванович Седов стал известен мировой общественности как "отец Спутника".
Сигналы спутника имели вид телеграфных посылок ("бипов") длительностью около 0,4 секунды и с такой же длительностью пауз. Посылка на одной частоте (20 МГц) соответствовала паузе на другой (40 МГц), и наоборот; манипуляция осуществлялась электромеханическими реле.
Приём сигналов спутника уверенно осуществлялся с помощью обычной радиолюбительской аппаратуры на расстоянии до 2—3 тыс. км.; были зафиксированы случаи сверхдальнего приёма на расстояниях до 10 тыс. км.
Спутник ПС-1 летал 92 дня, до 4 января 1958 г., совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 млн км), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта.
Политическое значение запуска спутника.
Его полёт увидел весь мир, излучаемый им сигнал мог услышать любой радиолюбитель в любой точке земного шара. Журнал "Радио" заблаговременно опубликовал подробные рекомендации по приёму сигналов из космоса. Это шло вразрез с представлениями о сильной технической отсталости Советского Союза. Запуск первого спутника нанёс по престижу США сильный удар. "Юнайтед пресс" сообщило: "90% разговоров об искусственных спутниках Земли приходилось на долю США. Как оказалось, 100% дела пришлось на Россию..."
Мир был потрясён: страна, 12 лет назад пережившая самую страшную войну в истории, с полным разрушением инфраструктуры и тяжелейшими человеческими потерями, первой вырвалась в космос. Только увидев реакцию мировой общественности, руководство СССР поняло, какой пропагандистский эффект имеют победы в космосе. Никакие самые пламенные речи не могли быть лучшей рекламой советского строя, чем запуск спутника.
Сергей Королёв, творец этой великой победы, ещё 9 лет будет засекречен и неизвестен миру. Нобелевский комитет, намеревавшийся заслуженно наградить создателя первого спутника, получил из СССР лаконичный ответ: это победа всего советского народа. Но генеральный конструктор не особенно об этом переживал. Впереди были Лайка, Белка и Стрелка, фотографии обратной стороны Луны, первый человек в космосе...
В США многие пережили настоящий ужас. Мысль о том, что прямо над твоей головой пролетает нечто коммунистическое, пугало общественность, доведённую до истерики разговорами о "красной угрозе". Впрочем, для большинства людей в мире спутник стал олицетворением новой эры человечества, эры покорения космоса. И приоритет СССР в этом вопросе был признан всеми.
В США Вернер фон Браун тяжело переживал своё поражение. Американские власти передали ему проект создания спутника, но было уже поздно — догнать Королёва оказалось невозможно. Первый американский спутник "Эксплорер-1" поднимется в космос лишь 1 февраля 1958 г. и будет сильно уступать ПС-1 по всем параметрам.
Результаты запуска "Спутника-1" дали серьёзный толчок к развитию интернета: вследствие успешного запуска "Спутника-1" Министерство обороны США форсировало разработку телекоммуникационной сети с пакетной коммутацией ARPANET, в основе сети были взяты идеи Пола Бэрана, которые изначально отвергались AT&T как невозможные в реализации. Отчасти вследствие запуска "Спутника-1" было также создано Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США.
Источник 1. Источник 2. Источник 3.
Орбитальная станция "Мир".
История "Бурана".
Битва за "Салют". История подвига.
30 октября 1967 г. впервые в космосе произведена автоматическая стыковка кораблей.