Найти тему
Весёлый лингвист

А стоило ли делать образование общедоступным?

Оглавление

Вот работаю я преподавателем, смотрю на учеников, на родителей, слушаю истории учителей и думаю: "А так уж нам необходимо, чтобы все Васечки, Петеньки, Галочки получали образование? Может просто научить большинство в начальной школе читать, писать, считать, а дальше пусть учатся только те, кому это действительно надо?"

Эти мысли навеяны мне по разным причинам, но здесь я приведу две основные.

1. Отношение к учебе.

За время карантина стало понятно, что большинство не так уж и хотят учиться. Чего стоят многочисленные истории, где родители пишут учителям, дескать, мы учится не будем, пока школа не откроется. Так может и не стоит вообще учиться? Почему проблема отношения к учебе ваших детей стала проблемой учителей? Это кому надо? Учителям? Нет, учителям этого не надо, они с удовольствием учили бы класс умненьких послушных деток, а не наглых лентяев. Это вам надо.

Предупрежу возможные комментарии аля "учителя же должны воспитывать, вы чегооо". Воспитывать должны родители. Базовое воспитание как то уважение к старшим, к преподавателю, к учебе и что такое хорошо, а что такое плохо должны рассказать родители и показать на своем примере. А уж учитель только закрепляет это воспитание, но главная его забота - это обучение.

2. Отношение к учителям.

Так мы незаметно подобрались к самому сложному вопросу: отношению к учителям. Я не буду много рассуждать на тему того, что и так всем известно. Лучше приведу еще один пример.

Я работаю репетитором, и, как понимаете, большинство родителей считает, что репетитору ну просто как-то не по чести брать деньги за свои занятия. Большие деньги.

В чем-то я солидарна. Но, я - преподаватель иностранных языков с международными сертификатами, имею два высших образования по специальности (переводчика и преподавателя), постоянно посещаю преподавательские курсы, чтобы узнавать что-то новое для занятий. Если кто-то когда-то интересовался, сколько стоит полноценно выучить хотя бы один иностранный язык, включая сдачу международного экзамена - то представляет, какие это большие деньги.

Так вот, я, в сумме потратившая на свое образование немало, беру за свои занятия сравнимо небольшую сумму. Но и тут периодически встречаются личности, готовые со мной поторговаться. Причем эти личности сами - далеко не бедные, дети которых ходят на большое количество платных дорогих кружков, а вот репетитор - это, по всей видимости, ерунда и деньги ей явно не нужны.

Есть у меня такая ученица, точнее ее родительница. Которые изначально стребовали с меня скидку на занятия, дескать, заниматься будут два ребенка, можно нам скидочку. И я пошла на уступки (а было это пару лет назад, я еще не стояла твердо на своем тогда). Действительно, занимались два ребенка, но не подряд, как мне обещали. И ездила я тогда к ним два раза в день. Вот так и были у нас "двойные занятия". Причем со старшей девочкой заниматься было просто невозможно, она постоянно норовила сорвать занятие. Поэтому я, сославшись на непосильную занятость, все-таки отменила занятия для старшей. Занимались мы с младшей (как понимаете, по той же цене для двоих со скидкой, но теперь разделенной на два). И у нее начали проявляться все признаки некрасивого поведения старшей сестры. Вот сижу сейчас и думаю, а не пора ли мне сворачивать этот цирк.

Так вот, самое интересно, что мама этой девочки - мастер маникюра. И у себя на страничке она активно возмущается тем дамам, которые заявляют, что, дескать, дорогой у вас маникюр. И она активно перечисляет, как же много она сил и денег в это вкладывает.

Она вкладывает. А я, по всей видимости, нет. Или она считает, что образование априори всем должно быть доступно и бесплатно?

Ну и, конечно, стоит ли говорить о том, как ругали учителей за то, что им в карантин "ни за что" платят зарплату. Это вообще уже ниже плинтуса.

Итак, теперь у меня вопрос к размышлению - а может образование действительно не должно быть полностью доступным? Пусть учатся только достойные, тогда, может, наконец и уровень образования повысится. Ведь тогда профессия педагога станет престижной, учится будут только мотивированные дети, а учителю не нужно будет тащить весь класс в хвосте из-за не самых старательных учеников.

И вот такие вот Алексеи Щербаковы не будут поливать грязью учителей со сцены
И вот такие вот Алексеи Щербаковы не будут поливать грязью учителей со сцены

Или сделать как в Германии. Там школы, начиная со средней поделены на гимназии (после которых можно поступить в ВУЗ), обычные школы (после них дорога в колледж) и специальные школы (там учатся самые слабые в обучении, но после школы их обеспечивают ручной работой, которая не требует специальных знаний).

А что вы думаете на этот счет?