Как известно, целое десятилетие - с середины 70-х по середину 80-х (может быть, и дольше, с начала брежневского правления) – было позднее названо «эпохой застоя». Многие употребляли эти слова в основном в негативном склонении.
Что такое «застой»? Считалось, что это были годы «стабильности», когда ничего не менялось, всё оставалось тем же самым, как и раньше. Даже Генеральный секретарь, незабвенный Леонид Ильич Брежнев - и тот 18 лет занимал своё кресло, как и большинство членов Политбюро.
В общем, «застой» для многих - это то же, что и «отстой»…
А поначалу воспринималось это всё не так. Установившаяся после долгих сталинских «морозов» и десятилетней хрущёвской «оттепели» стабильность давала многим советским гражданам надежду на лучшее. Стало легче с продовольствием и «товарами народного потребления», ещё больше стало строиться жилья (а его качество улучшилось). Больше стало личных автомобилей, специально для удовлетворения спроса приобрели у итальянцев целый автозавод - с неплохой по тем временам импортной продукцией.
Стало ясно, что хрущёвская «оттепель» - это не только «прекрасная эпоха», но и годы шараханий и «волюнтаризма» прежнего руководителя (проще говоря, всезнайства и самодурства). Теперь всё было по-другому – кадры почувствовали, что настали другие времена – можно либо спокойно работать и творить, либо спокойно тянуть до пенсии (кому что хотелось).
Попытки реформировать экономику поначалу дали неплохие результаты – конец 60-х и начало 70-х стали лучшими годами советской экономики. Строились новые предприятия, электростанции, дороги (многим из этого мы пользуемся и сегодня).
Улучшилось «благосостояние советских людей» - в быт массово вошли холодильники, телевизоры (и цветные тоже), стиральные машины, прочая бытовая техника (мы сейчас и не думаем, что когда-то было по-другому). Даже за границу можно было вырваться при большом желании (в Болгарию хотя бы).
В международной политике наступило затишье (относительное, конечно). Всего через 10 лет после Карибского кризиса осени 1962 года СССР и США достигли взаимопонимания по многим вопросам (даже в космос в 1975-м слетали вместе). При этом соотношение ядерных сил обеих сторон выровнялось, и многие из основополагающих договоров по ядерным вооружениям были заключены именно в те годы.
Казалось бы, живи да радуйся…
Примерно с 1976 года всё стало ухудшаться.
Стабильные кадры кое-где стали превращаться в тормоз развития. На местах вовсю развивались не самые благопристойные явления. Ужас времён Сталина ушёл из руководящих голов, но кадры перестали обновляться, и от власти перестали отсекаться даже самые одиозные личности. Аппарат старел и терял деловую хватку – лучшей иллюстрацией этого является сам Леонид Ильич, превратившийся в конце 70-х в дряхлого старика с кучей наград на маршальском кителе.
Темпы развития экономики пошли вниз. И толком никто не мог понять, что именно нужно делать, а деньги от продажи за рубеж сибирских нефти и газа шли стабильно, и как-то было несподручно думать о реформах.
70-е заканчивались, и «разрядка международной напряжённости» ушла в прошлое. Ввод советских войск в Афганистан вызвал ответную реакцию Запада (и это не только бойкот Олимпиады-80), а приход к власти «правых консерваторов» (прежде всего Рейгана в Вашингтоне и Тэтчер в Лондоне) вывел противостояние двух мировых систем на новый виток.
Из сознания советских людей ушла прежняя уверенность. Наступило насыщение, хотелось большего благополучия, новых товаров, а кому-то и жизни «как на Западе» (с собственными домами, бассейнами, люксовыми машинами и яхтами). Многие на национальные окраины СССР шипели на русских, не дающих жить свободно, а в российской глубинке укрепилось мнение, что «прибалты, молдаване, кавказцы и т.д. живут за наш счёт».
А вместо радостного бездефицитного изобилия было уныние. Всё усиливалось замшелой пропагандой от Михаила Андреевича Суслова и догмами времён его молодости. Народ реагировал анекдотами, пьянством и мелкими (а иногда и крупными) хищениями с рабочих мест.
Главное – Леонид Ильич не обеспечил передачу власти тому, кого хотел видеть у руля (есть данные, что сменивший его Юрий Владимирович Андропов не был брежневским фаворитом).
В очередной раз случилась извечная беда русской власти - неумение передать властные полномочия и гарантировать преемственность.
Кончилось всё «перестройкой» и 1991 годом, распадом СССР. Что было дальше, мы также помним (чуть не распалась и Россия). Как помним и то, что брежневские времена многие стали вспоминать с ностальгией.
Уже больше двадцати лет назад Владимир Путин начал собирать и приводить в порядок то, что осталось от 90-х. Помог, конечно, и новый рост нефтяных цен, но в целом жизнь и состояние экономики улучшились. Массовая автомобилизация (хоть и в кредит) тому свидетельством; в обиход вошли вещи, о которых раньше даже и не мечтали.
Россия стала сильнее и авторитетнее, возросли мощь и престиж армии. Даже западные санкции для России не обрушили экономику (хотя и создают немалые трудности), заодно стимулируя и развитие собственных производств.
В общем, ещё одна «эпоха стабильности». С лидером, который уже перегнал Брежнева по срокам пребывания у власти.
Есть внушающие некоторые опасения параллели между эпохами:
1) экономику страны «колбасит», темпы развития крайне медленны (ещё и коронавирус подгадил), как и при позднем Брежневе; цены на нефть невысокие;
2) стабильность и плохая сменяемость «элит», причём сами «элиты», как и раньше, далеки от народа, нет нормальной «обратной связи» в обществе;
3) рост «верховой» и «низовой» коррупции, как и в «застойные годы»;
4) на международной арене вновь конфронтация с Западом (хотя и китайский вектор вроде бы прикрыт, и сам Запад уже не тот);
5) внутри страны – разница в доходах и возможностях между крупными городами и богатыми регионами на фоне тяжёлого положения многих жителей остальной России;
6) общее недовольство в обществе по самым различным поводам (активно подогреваемое извне);
7) непредсказуемость будущего (даже ближайшего) и неуверенность в завтрашнем дне.
Параллелей, конечно, больше, я только самые основные привёл. Главное, чтобы не наступить на какие-нибудь уже известные «грабли».
Россия за последние сто с небольшим лет (в 1917 и 1991 годах) уже дважды теряла субъектность, едва избежав распада. Незадолго до обоих этих прискорбных дат страна переживала времена бурного развития, и причём активно, а затем наступали войны и конфликты, и всё катилось под гору. И сохранить страну мы обязаны, кто бы ни стоял у власти.
А что вы думаете по этому поводу?
Читатели всех стран, ставьте лайки 👍 и делитесь с друзьями!!! 👨👩
Активнее подписывайтесь на мой канал!!!
Это поможет мне развивать его, а вам - плюс в карму :-)