Найти тему

Фишки дилогии, трилогии и тетралогии

Хорошая книга, как вкусное блюдо, нуждается в добавке, то есть в продолжении. В литературе существуют аналоги франшизы – дилогии, трилогии и тетралогии, которые на время продлевают читателю удовольствие от общества с полюбившимися персонажами.

Дилогия – это два произведения, объединенные общей идеей, персонажами, иногда – сюжетом. Эта литературная форма известна со времен знаменитого, полулегендарного Геродота, который считается автором «Илиады» и «Одиссеи» (8 век до н. э.). И хотя эти произведения не являются единой, цельной историей, их роднит эпический дух времен Троянской войны.

Отечественный читатель хорошо помнит и любит дилогию про эксцентричные и оригинальные приключения Остапа Бендера. Известно, что авторы планировали третью часть, которая, к счастью, не состоялась. К счастью, потому, что, во-первых, великий комбинатор исчерпал себя, а, во-вторых, годы авантюрного НЭПа подошли к концу, а вместе с ними – и грандиозные планы героя, которые были немыслимы в период жестокой, централизованной коллективизации. Таким образом, фишка дилогии состоит в том, что она компактна во времени и пространстве. Авторы, выбравшие эту форму повествования, никогда не потеряют ни своих героев, ни стиля, ни духа истории.

Чего, к сожалению, нельзя сказать про трилогию, которая часто противоречит сама себе – если не по сюжету, то по героям и наоборот. Например, всеми любимая трилогия про мушкетеров явно не справилась с нагрузкой: первые две книги – несомненная удача автора, а вот третья даже при всех ее явных достоинствах переключилась с бравого квартета на молодых и таким образом утратила часть своего очарования. Впрочем, трилогия – это классика: она хороша тем, что в полной мере отвечает трехчастной структуре композиции: завязка, кульминация, развязка. Кроме того, автор получает возможность показать своего героя в юности, зрелости, старости – то есть на основных этапах его жизненного пути.

У современного зрителя тетралогия, в первую очередь, ассоциируется с серией фильмов про чужого; меломаны вспомнят 4 оперы Вагнера про кольцо нибелунгов, а вот читатель вряд ли на вскидку назовет хотя бы одно произведение. По сравнению с дилогией и трилогией тетралогия более трудна для восприятия; даже исторически четвертая часть возникла как бесплатное приложение к трилогии, когда древнегреческие драматурги считали своим долгом прибавить к трагедии сатирическую драму для разрядки напряжения. Тем не менее, тетралогия хороша для эпика: монументальные истории требуют размаха, хотя немногие писатели замахиваются на четвертую часть.