В 1977 году НАСА запустило космические корабли-близнецы «Вояджер-1» и «Вояджер-2» в 40-тысячелетнее путешествие для исследования Юпитера и Сатурна. Сбоку к корпусу каждого космического аппарата был прикреплен позолоченный медный диск диаметром 12 дюймов. Эти диски содержали небольшую сокровищницу музыки, звуков и фотографий с Земли.
Реликвия нашего мира и любовное послание космосу – именно так родилась Золотая Пластинка Voyager.
История этих уникальных записей стала предметом книги Джонатана Скотта «The Vinyl Frontier». В ней автор рассказывает о том, как группа людей искусства и астрономов нашла редкие записи индийской раги, об удивительной истории любви, лежащей в основе этого амбициозного астро-музыкального проекта, а также об инопланетянах, которым действительно нужно что-то ритмичное, под что можно бы было танцевать.
Содержанием пластинки занимался астроном и профессор Корнельского университета Карл Саган вместе с ассистирующей ему группой, в которую входили: астроном Фрэнк Дрейк, писатель - Энн Друян, художник Джон Ломберг, этномузыколог Алан Ломакс и тогдашняя жена Сагана - Линда Зальцман Саган. Известный музыкальный продюсер Джимми Айовин выступал в качестве звукорежиссера.
Когда начался процесс отбора материала, всю команду сплотила любовь к классической музыке. Саган и его коллеги посчитали, что высокий статус данной музыки также сделает ее безопасным кандидатом на получение одобрения от НАСА. Но их также объединяло желание того, чтобы «Золотая пластинка Вояджера» содержала в себе, как можно больше культур, ритмов и инструментов.
Наряду с образцами западной классической музыки, выбор команды включал - джаз, блюз, болгарскую и азербайджанскую народную музыку, китайскую цитру, электронные композиции Лори Шпигель и многое другое.
По предложению музыкального этнолога Роберта Брауна команда намеревалась найти редкую запись раги традиционной певицы Кесарбай Керкар, представляющую музыку Индии, и в конечном итоге, по словам Скотта, ее встретили «в хозяйственном магазине на Лексингтон-авеню на Манхэттене».
Рок-н-ролл от Чака Берри («Johnny B Goode») был включен по настоянию Друян.
Однако The Beatles не вошли в список. «Хотя сам Саган думал, что есть что-то очень поэтичное в том, чтобы включить песню «Here Comes The Sun» в пластинку, летящую в космос, но бюрократия положила этому конец», - рассказывает писатель.
Другие рок-группы узнали о проекте и очень хотели, чтобы их песни были включены в него. Скотт вспоминает, что пионеры психоделического рока Jefferson Airplane (на тот момент выступавшие, как Starship) предлагали всю свою музыку бесплатно, прежде чем их идею отверг лейбл Golden Record.
Редкие индийские раги, Чаком Берри и Луи Армстронг, в одной обойме - у этого проекта в конечном итоге появились как бы две аудитории:
«Золотая запись Вояджера - это не просто послание для инопланетян, это также капсула времени для нас, землян».
Иногда эти «послания для инопланетян» были вполне буквальными: студенты и профессора Корнельского университета записали приветствия на более чем 55 различных языках и включили их в диск.
Свободно выбирая приветствие, которое увековечит их язык, говорящий на шведском произнес следующее: «Приветствие от программиста из маленького университетского городка Итака на планете Земля».
Скотт смог отследить жизненный путь некоторых участников этой записи.
«Когда я брал у них интервью, большинство из них не могло вспомнить день записи, но все они вспоминали об этом с тоской, - говорит он. «Есть что-то вдохновляющее в обычных людях, которые случайно оказались в нужном месте в нужное время и оказались увековеченными на этом артефакте, который возможно переживет всю эту планету».
И все же «Voyager Golden Record» - это большее, чем просто запись сделанная летом 1977 года.
На дисках также было звуковое эссе, в котором Саган и его команда попытались наметить эволюцию нашей планеты с помощью звука.
В нем собраны полевые записи, начиная с исконных звуков грязевых котлов и вулканов, заканчивая смехом и бьющимся сердцем. Некоторые звуки были записаны самой командой: Друян целует Ферриса в щеку, а также отрывок, в котором Саган истерично смеется.
Помимо звука поцелуя, команда случайно запечатлела и звучание самой любви: Саган и Друян завели роман во время работы над проектом и поведали о своей любви друг к другу.
Через несколько дней Друян приготовилась к сканированию мозговых волн для включения в запись. «Она составила на листе список вещей, о которых действительно собиралась подумать: об истории и вдохновляющих вещах», - рассказывает Скотт. «Но она как раз находилась в том самом пьянящем моменте первой влюбленности. Эта история любви закодирована на самой пластинке». Позже пара поженилась и оставалась вместе до смерти Сагана в 1996 году.
«Золотая запись Вояджера» - это больше, чем просто собрание треков и абстрактных полевых записей. Пластинка стала передачей как личной любви, так и более глубокого экзистенциального преклонения перед калейдоскопическим великолепием самой Земли.
«Во времена, когда случалось так много разрушений и катаклизмов, такие вещи, как «Золотая запись Вояджера», напоминали нам всем, что мы всего лишь крошечные пылинки в этой огромной вселенной», - говорит Джонатан Скотт.
«Все, что сделал Саган, напомнило нам всем, что все мы люди: все мы любим и все ненавидим. В конечном счете, эта запись символизирует надежду».
Сегодня, для слушателей этой пластинки ( сегодня запись издана бокс-сетом) - она кажется пережитком какой-то затерянной планеты - столь же далекой от нашего мира, как и мира инопланетян.»
Сам автор книги, Джонатан Скотт рассказал, что бы он собрал на подобном сборнике, если бы его попросили его курировать в 2020 году.
«О, мой ответ все время меняется, - говорит он. «Из того, что они тогда включили, это будет «Каватина» Бетховена, но я также беспокоюсь, что инопланетянам не хватает танцев, поэтому я бы включил туда «Joy» от Apollo 100, Бетховены и кое-что еще для инопланетян».
Треклист - «Voyager Golden Record»
1. Greeting from Kurt Waldheim, Secretary-General of the United Nations
2. Greetings in 55 Languages
3. United Nations Greetings/Whale Songs
4. The Sounds of Earth
5. Brandenburg Concerto No. 2 in F Major, BWV 1047: I. Allegro (Johann Sebastian Bach) – Munich Bach Orchestra/Karl Richter
6. Ketawang: Puspåwårnå (Kinds of Flowers) – Pura Paku Alaman Palace Orchestra/K.R.T. Wasitodipuro
7. Cengunmé – Mahi musicians of Benin
8. Alima Song – Mbuti of the Ituri Rainforest
9. Barnumbirr (Morning Star) and Moikoi Song – Tom Djawa, Mudpo, and Waliparu
10. El Cascabel (Lorenzo Barcelata) – Antonio Maciel and Los Aguilillas with Mariachi México de Pepe Villa/Rafael Carrión
11. Johnny B. Goode – Chuck Berry
12. Mariuamangɨ – Pranis Pandang and Kumbui of the Nyaura Clan
13. Sokaku-Reibo (Depicting the Cranes in Their Nest) – Goro Yamaguchi
14. Partita for Violin Solo No. 3 in E Major, BWV 1006: III. Gavotte en Rondeau (Johann Sebastian Bach) – Arthur Grumiaux
15. The Magic Flute (Die Zauberflöte), K. 620, Act II: Hell’s Vengeance Boils in My Heart (Wolfgang Amadeus Mozart) – Bavarian State Opera Orchestra and Chorus/Wolfgang Sawallisch
16. Chakrulo – Georgian State Merited Ensemble of Folk Song and Dance/Anzor Kavsadze
17. Roncadoras and Drums – Musicians from Ancash
18. Melancholy Blues (Marty Bloom/Walter Melrose) – Louis Armstrong and His Hot Seven
19. Muğam – Kamil Jalilov
20. The Rite of Spring (Le Sacre du Printemps), Part II—The Sacrifice: VI. Sacrificial Dance (The Chosen One) (Igor Stravinsky) – Columbia Symphony Orchestra/Igor Stravinsky
21. The Well-Tempered Clavier, Book II: Prelude & Fugue No. 1 in C Major, BWV 870 (Johann Sebastian Bach) – Glenn Gould
22. Symphony No. 5 in C Minor, Opus 67: I. Allegro Con Brio (Ludwig Van Beethoven) – Philharmonia Orchestra/Otto Klemperer
23. Izlel e Delyu Haydutin – Valya Balkanska
24. Navajo Night Chant, Yeibichai Dance – Ambrose Roan Horse, Chester Roan, and Tom Roan
25. The Fairie Round (Anthony Holborne) – Early Music Consort of London/David Munrow
26. Naranaratana Kookokoo (The Cry of the Megapode Bird) – Maniasinimae and Taumaetarau Chieftain Tribe of Oloha and Palasu’u Village Community in Small Malaita
27. Wedding Song – Young girl of Huancavelica
28. Liu Shui (Flowing Streams) – Guan Pinghu
29. Bhairavi: Jaat Kahan Ho – Kesarbai Kerkar
30. Dark Was the Night, Cold Was the Ground – Blind Willie Johnson
31. String Quartet No. 13 in B-flat Major, Opus 130: V. Cavatina (Ludwig Van Beethoven) – Budapest String Quartet