Притчи, как жанр, характерен именно для восточной культуры. Они всегда символизировали мудрость и учителя на Востоке любили учить с помощью коротких нравоучительных историй. Иисус тоже так делал. Только Его притчи понять было невозможно, а толковал Он их только своим ученикам. Народ придет, послушает, похлопает глазами, почешет затылок и разойдется..
Например, притча о сеятеле. Какой-то странный человек идет и раскидывает семена. При этом зачем-то сеет на дорогу, в камни, в заросли сорняков. Попадают семена и на пашню. Понятно, что семена на дороге пропали, сорняки заглушили всходы, а в камнях мало земли и растения хоть и взошли, но быстро погибли.
Все. Проповедь закончилась. Занавес. И что? Какую духовную пользу из этого можно извлечь? Ученикам позже будет все «разложено по полочкам» и притча станет понятной и полезной. А что делать остальным?
Если бы сегодня нам проповедовали подобным образом, то насколько хватило бы нашего терпения?
Ученики не понимали что происходит и потому прямо спросили Иисуса: зачем Он рассказывает им (т.е. народу) притчи?
Вот как бы мы бы ответили на этот вопрос?
— Нууу, Иисус через притчи делает Слово Божье понятным.
— Притча «разжевывает» истину, чтобы ее легче было «проглотить».
— Притча помогает создать зрительный образ и так информация лучше запоминается.
И так далее...
Но Иисус вдруг признается, что притчами Он говорит как раз для того, чтобы было все очень непонятно и чтобы никто ничего не понял.
Оказывается Иисус делит всех людей на ближних и внешних и притчи нужны были для того, чтобы внешние НЕ увидели и НЕ уразумели.
Во как! Неожиданно?
Дело в том, что признание Иисуса, приведенное выше, является перефразировкой цитаты из Ветхого Завета, когда Исайя в видении видит Господа и вызывается быть Его посланником. В результате получает, если так можно сказать, служение ожесточения. Нет, не надо быть жестким и грубым. Надо призывать народ покаяться и обратиться к Богу. Только призывы к покаянию не принесут смирение, а вызовут только еще большее ожесточения израильского народа. Чтобы пророк не разочаровался в своем служении, Бог предупредил об этом сразу..
Иисус продолжил служение ожесточения. Он проповедует толпам, а близкие люди называют Его душевнобольным.Он исцеляет и совершает совершает чудеса, а фарисеи обвиняют Его в сговоре с дьяволам, а когда Иисус воскресил Лазаря, задумали Его убить.
Израиль не узнал Того, кого так долго ждал.
Это ожесточение и привело Христа на крест, а крест принес спасение всему миру! Так Бог зло превращает в благо.
Итак, Иисус в начале Своего служения проповедовал истину максимально ясно и понятно. Кто услышал и понял, стали Его последователями. А остальным Иисус рассказывал притчи без толкования, чтобы скрыть истину от них. Они все равно ее не искали и приходили послушать чисто из любопытства. Но то, что они слышали, было им непонятно и их сердца только ожесточились против Бога.
А кого христианское учение раздражает, тот огрубел умом, духовно слеп и сердечно глух. Бог продолжает открываться всем. Только если христианские истины раздражают, а разговоры про Бога вызывают агрессию или равнодушие, то стоит задуматься...
Все это может плохо закончиться.