Миней Израилевич Губельман (псевдоним Емельян Ярославский) был не последний человек в РСДРП. Именно он от лица большевиков в 1918 году, вместе с Лазо вел переговоры с китайцами о выдаче атамана Семенова, а также о возможности отправки китайских «добровольцев» в Красную гвардию.
Губельман родился в Чите, в семье ссыльно-поселенца 19 февраля 1878 года. Он закончил низшее городское училище. Потом сдал экзамены за 4 класса при Читинской мужской гимназии. Осенью 1898 года сдал экзамены на фармацевта при Казанском университете. Работал помощником аптекаря. Некоторое время он работал в музее (прим. ГУК «Забайкальский государственный краеведческий музей им. А.К. Кузнецова).
В Чите было много представителей народников. Будучи революционным течением, в тесной связи с масонством, народничество тем ни менее отрицало марксизм. Губельман как представитель еврейского народа, выражал полную солидарность с Марксом. На этой почве у него часто возникали политические споры с сыльно-поселенцами.
Чтобы доказать свою правоту и снизить влияние народников, в 1898 году Губельман тайно, в только что построенных Читинских главных железнодорожных мастерских создал марксистские кружки.
Губельман мыслил с размахом. Он не собирался ограничиваться лишь изучением трудов Маркса, нет он жаждал создать настоящую школу революционных кадров. Подготовить солдат грядущей революции. В 1901 году, будучи за границей, он установил связи с редакцией «Искры» и стал ее корреспондентом.
В № 22 газеты «Искра» за 1902 год, он описывает празднование 1 Мая в Чите. Это, к слову был первый «Первомай» для Забайкалья. В это день по всему городу, революционерами, была распространена прокламация Читинского комитета РСДРП. Создателем Читинского комитета РСДРП был Ярославский. Такой псевдоним взял себе Губельман.
В Чите комитет РСДРП, твердо стаял на позициях редакции «Искры». Совсем скоро, после раскола РСДРП, эти политические позиции будут принадлежать тем, кого назовут большевиками.
Губельман писал:
«В начале 1903 года у нас уже была организация, насчитывающая в самой Чите больше 40 человек рабочих железнодорожных мастерских, были нелегальные квартиры, где происходили собрания и печатание листков».
Это было самое начало революционной деятельности Губельмана, но оно было таким стремительным, что не осталось не замеченным «товарищами» в Петербурге. Осенью 1903 года Губельман отправляется в Санкт-Петербург, где работает в ЦК партии. С этого времени он становится профессиональным революционером. То есть Губельман встает в авангарде революции.
Ленин говорил:
«Авангард - это партия, ядро которой составляет организация профессиональных революционеров».
Писатель Григорий Петрович Климов писал:
«В свое время Ленин требовал, чтобы его партия была «партией профессиональных революционеров». Но весь секрет в том, что настоящие революционеры, профессиональные революционеры – это не простые люди. Это специальные люди».
По мнению Климова, прослеживается однозначная связь между половыми извращениями, богоборчеством, комплексом власти, и профессиональными революционерами.
Наступил 1905 год. Губельман принимает активное участие в революции 1905—1907 годов. Он не сидит на месте, а ездит из Петербурга в Тверь, Нижний Новгород и другие города. Участвует во всех большевистских конференциях и съездах. Работал в Екатеринославе, Петербурге. После V съезда (прим.1907 год) был арестован и приговорен к пяти годам каторжных работ. Каторгу отбывал в Забайкалье, в Горном Зерентуе, а ссылку в Якутске, где возглавлял политический кружок ссыльно¬поселенцев. Попутно, по протекции А.К. Кузнецова, работал в якутском музее. После Октябрьской революции Губельман (Ярославский) не будучи военным, становится первым военным комиссаром Кремля.
В этот период Губельман в плотную занимается редакторской работой. Он один из редакторов газет «Социал-демократ», «Деревенская правда», член редколлегии «Правды». По его инициативе был создан журнал «Сибирские огни». Помимо прочего, Губельман являлся членом дирекции института Ленина, главным редактором «Истории ВКП(б)», старостой «Общества ссыльных и политкаторжан», возглавлял «Союз воинствующих безбожников». Его даже называли «Красный поп», так как он проповедовал атеизм. В 1925 году он даже издал книгу «Библия для верующих и неверующих». Рьяно боролся с православием.
В 1921 году становится секретарем ЦК партии.
В последний раз Миней Израилевич Губельман был в Чите в 1933 году.
В паровозовагоноремонтном заводе состоялась его встреча с рабочими. Приказом № 59 по заводу Е. М. Ярославский был зачислен почетным слесарем. Один из старейших рабочих - Бидерман вручил Губельману спецодежду слесаря. В Чите его именем названа улица (прим. ул. Ярославского).
М.И. Губельман умер 4 декабря 1943 года от рака, в страшных мучениях. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.
Спасибо за прочтение.