Найти тему

О ФАТАЛЬНЫХ ОШИБКАХ СПИКЕРА

Собиралась сразу перечислить ошибки/грехи, но не могу я без преамбулы. Это как есть из кастрюли, склонившись над раковиной.

Поговорим сначала о фатальности. Потом об ошибках. И, наконец, об ошибках спикера.

ФАТУМ и РОК вроде примерно одно и то же, однако «фатальный» скорее означает неизбежный, предначертанный судьбой, а «роковой» – гибельный, имеющий тяжелые последствия.

Улавливаете наши любимые игры с причинно-следственными связями? С одной стороны, было бы верно назвать лекцию «Семь роковых ошибок спикеров и прочее-прочее». Хорошая тренировка раскатистого «Р». Почти Пушкин, помните? «Бывало, когда гремел мазурки гром, в огромной зале все дрожало…». Я даже в детстве не картавила и «Дарья Глебовна» выговаривала увереннее, чем «Даша». Правда, я шепелявила, как-то хитро с присвистом, но это я отвлеклась. Роковые ошибки имеют тяжёлые последствия. Потеря доверия аудитории, невнимание и аннуляция смысла. Так и есть. Но мы выбрали «фатальные ошибки», подчёркивая неизбежность.

Почему я драматизирую?

Есть так называемый диктат среды. Тут всё – от мелочей (растиражированные копирайтерами советы), общей усталости аудитории от перегруженных форумов и конференций, до таких больших явлений как культурный процесс, который многие не замечают, а он есть. Вот переход от пост-модернизма к мета-модернизму кто заметил? А он идёт и влияет не только на популярные сериалы, но и на ожидания от спикера. А спикер чаще всего не готов, трудно выйти за рамку советов Радистава Гандапаса (по выступлениям) или Глеба Архангельского (по тайм-менеджменту), вот и сложились все обстоятельства, которые фатальным образом предначертали спикеру ошибаться. Я не хочу выставлять спикера жертвой безропотной, моё дело лишь подчеркнуть, что многого со сцены не видно. За софитами. Но, когда уже знаешь, выбор за тобой – дальше плыть безвольно или же грести.

Не могу не сказать про слово «ошибка». Простите. Нас к нему приучают с дошкольного возраста, но никто не подчёркивает корень «шиб». То есть ошибка в ряду: ушибить, прошибить, зашибить. «Ошибка» значит, что ты шибанул, но мимо. Мне кажется, что это триумф проактивности. Эх, проативность тоже обсудим отдельно.

Итак, интерпретируя полотно Босха, мы пришли к названию. Про четыре последние вещи было вчера
#ВЫСТУПЛЕНИЕ_фатальные_ошибки, а сегодня семь фатальных (незбежных) ошибок:

1. Порой спикер, даже спикер-мотиватор, намеренно или ненамеренно МНОЖИТ УНЫНИЕ В СЕРДЦАХ. Каждое выступление должно нести в себе свет и ясный смысл. Сумятицы, негатива, уныния достаточно.

2. Часто СТРЕСС И СТРАХ владеют спикером – он строит выступление, неосознанно обороняясь от потенциальной угрозы реакций аудитории.

3. Как же быть откровенным без ПОШЛОСТИ и кокетства, рождающих стыд?

4. Каждый раз КОНТЕНТА МНОГО, а времени мало.

5. САМОЛЮБОВАНИЕ и потеря контакта с аудиторией приведут лишь к сожалениям.

6. МАНИПУЛЯЦИИ и злоупотребление множат заботы и заглушают совесть.

7. ПОДРАЖАНИЕ ПРИЁМАМ без творческого осмысления отталкивает.

Все грехи опознали? Это же как шифровка-расшифровка))

Что за собой замечали? Исповедоваться необязательно, но чистосердечное признание облегчает, как мы помним, вину. Я долго множила уныние. И сейчас себя прям вытаскиваю из попыток закошмарить обывателей. И пара стресс&страх были моими верными друзьями. Прибавьте способность пунцоветь по поводу и без повода, и вот ты выиграл конкурс самой яркой вишенки, и от осознания тебя бросает в пот. Если будет интересно, расскажу при случае, как я в юности преподавала нейропсихологию в ВУЗе.