Мужчине рога идут – это его извечное украшение, символ необузданной мощи ума и тела: их носят с достоинством и даже некоторой щеголеватостью. Отелло, конечно, несколько портит статистику, но он, во-первых, мавр, а, во-вторых, просто распробовать не успел – дождись своих развесистых, может, и оценил бы. И дальше вас ждет рассказ про самые разнообразные мужские рога.
Сто лет тому назад уже была известна тьма древних изображений, где человек (при этом недвусмысленный мужчина) представал перед зрителем, украшенный рогами.
Как-то к предмету этому пращуры относились без предубеждений – вполне уместным он им казался на голове, считался приятным глазу и укрепляющим реноме. Рога подвергли беспощадному психоанализу последовательницы Юнга («аналопсихозу», наверное – у них же, в пандан Фрейду, учение называется «аналитической психологией») и, поковырявшись в мужских мозгах наманикюренным пальчиком, нашли много всякого подспудного.
Тот же рассказ в формате видео, рекомендую:
В частности, что образ «рогатого бога» - это психокомпенсация сурового отцовства. Поскольку папаши всегда считали – «Кто жалеет розог, не любит чадо свое» - вот и вышел архетип. И ему уже десятки тысяч лет.
Самого первого обладателя ветвистых и развесистых мы находим в пещере Труа-Фрер: есть там зал Святилище, на стене которого находится облаченный в шкуру шаман – по крайней мере, таковым его считают антропологи.
Бог-не бог, но мистические функции этот субъект, очевидно, исполнял (хотя есть и скептики, которые считают, что прорисовка – липовая, никаких рогов и шкур на доисторической картине нет в помине, а на современных фото, приглядевшись, видят совершенно иное). Ну, да черт с ним, с колдуном из Труа-Фрер: ведь есть еще двадцать одна ритуальная шапка из Стар-Кэрр, что в Северном Йоркшире.
Это весомые, грубые, зримые оленьи черепушки, распиленные-отшлифованные таким образом, чтобы их было удобно носить на голове. 21-и рога – наверное, это значит, культовые потребности древних йоркширцев удовлетворялись двумя взводами шаманов? Или, если шаман был один, значит, он был очень капризен по части одежды: рядом с ним Папа Римский с его тиарой – просто гопник без вкуса и стиля. Ну, а дальше пошло-поехало: рогатыми становятся боги в самых разных концах света. Вот в Индии, например, есть Найгамеша, а у греков – Пан.
Имя существа, что повелевало людьми и стихиями на Крите неизвестно, но оно было самым очевидным образом рогато. Но бог с ними с богами: мы все-таки ведем речь о мужчинах – земных, грешных, простых.
Носить рога на боевом шлеме – тоже обычай не новый. Немецкие каски Первой мировой – это косплей викингов. Но на самом деле рога на шлемах растут из столь глубокой древности, что сквозь мрак и туман тысячелетий вовсе даже и не видать – откуда? На Кипре такие шлемы были в моде 3 с гаком тысячи лет назад и в ту же пору такие головные уборы носили «племена моря», что завоевали Египет.
А потом древние мужики раскрепостили фантазию и всецело отдались на волю ее течения: по счастью, у дядюшки Фрейда руки не дошли написать на этот счет что-либо, поэтому мы можем разглядывать образчики старинной амуниции с восторгом и не пунцовея. Вот, например, 2200 лет тому назад шотландцы из местечка Торрс соорудили себе изысканный бронзовый налобник: сначала это был доспех лошади, а с рогами он сделался ритуальным головным убором.
Есть еще «шлем Ватерлоо», найденный в Темзе и относящийся приблизительно к той же эпохе (200-50 г до нэ): не знаю, как ваше, но мое чувство прекрасного вот эти вот конические рога оскорбляют – есть в них какая-то недоговоренность и незаконченность.
Хотя, может, это от нашей общей ушибленности Фрейдом? Рогатые шлемы любили греки, а у римлян в эпоху увядания и заката был целый легион, составленный из «корнути» (рогатых) – сами граждане в него не шли, зачисляли всякую германскую сволочь.
Характерно, что у христиан возникли даже какие-то мистические шашни с рогами – ими украсили, например, Моисея. Этому есть общепринятое объяснение: дескать, Иероним Стридонский, который переводил Ветхий Завет на латынь с арамейского, спутал словечко – «каран», вместо «сияющий», он прочел как «рогатый». И решил Иероним, что сиять – это как-то мелко и невсерьез для собеседника Господа-бога. у, посиял немножко – а потом, глядишь, прошло; а с рогами всяко будет посолидней.
Ну, а публика уже издревле знала: «Рогатый муж – великий муж». Любопытно, что рисовать их начали лишь в XI веке, через 600 лет после смерти Стридонского: причем тогда облик Дьявола представляли себе в подробностях и параллели наверняка смущали.
Но рога все еще воспринимались двояко: с одной стороны – фу и пакость, с другой стороны – короли даже на монетах их чеканили. И есть подозрения, что тут дело не в книжной ошибке, а в состоянии умов – тогдашнее христианство было шизофренической смесью древних культов, ересей, всякого местного язычества с собственно вероучением Христа...
В мозгах титанов Возрождения прекрасно уживались вера в Великую богиню, гностицизм, каббала, какие-то самоизобретенные мистические конструкции, воплощенные, к примеру, в картах таро. В общем, Микеланджело рожки Моисею точно приставил не от невежества, а от большого ума: «что бог, что дьявол, что их пророки – все одно».
А Александр Македонский благодаря этим отросткам даже в Коран попал: там его зовут «Зулькарнайн», «двурогий». Чтобы приобрести это украшение, Александр ославил собственного папу рогоносцем. По завоевании Египта Александр вдруг почувствовал: «что-то есть во мне особенное, вот до мурашек чувствую нетленность, какую-то непорочность зачатия, всемилостивость и всеблагость».
В супружеское ложе Филиппа забрался египетский бог, чтобы укрепить и продлить династию. Как только тайна рождения Александра открылась, его стали изображать на монетах молодым человеком о двух рогах.
Хотя нам-то такое не показывают: согласитесь, Колин Фарелл с рогами много повредил бы пафосу голливудского фильма. По меркам эллинистического мира, рога – это вполне себе «турбийон» или «патек филипп» той эпохи, достойные самых приличных людей. Тем более, что они были стальными, уверяет легенда, и Александр ими, бывало, в буквальном смысле бодал врага насмерть. А «патеком» не шибко забодаешь – попрактичнее прежде были аксессуары у начальства.
Пропустим многое: любопытен тот факт, что в позднее средневековье и в эпоху Возрождения рога на шлемах стали явлением повсеместным – оставим даже в стороне самураев-японцев, которые таскали на головах эту конструкцию вплоть до революции Мейдзи, то есть, до середины XIX века. Но и в Европе возводили на шлемах какие-то совершенно фантастические сооружения – вот, например, такое таскал рыцарь Тевтонского ордена: согласитесь, у А. Невского, помимо политико-экономических, были основания для эстетических претензий.
При этом ученые едины во мнении: воевать в рогатом шлеме было нельзя – вернее, можно было, но не долго: такой шлем резко снижал защитные характеристики доспеха. На турнирах – еще туда-сюда, а в бою рога могли запросто поотшибать вместе с думательным наростом в верхней части туловища. Из чего следует вывод: шлемы рогами украшали люди, которые воевать не планировали – так только, покрасоваться где-нибудь позади своей армии в ходе битвы. Кстати говоря, постмодернизм изобрели далеко не сегодня, оказывается. Есть такой знаменитый рогатый шлем, поднесенный императором Священной Римской империи Максимилианом I британскому королю Генриху VIII(тому самому, который изводил жен толпами и затеял англиканство).
Совсем недавно данный шлем принялись изучать не в качестве шедевра кузнечного дела, а как художественный объект. И выяснилось, что для битв он, конечно, не годился, зато стал инструментом изощренного взаимного издевательства двух монархов. Любить друг друга Максимилиану и Генриху было не за что – тут и вечные конфликты интересов, и к религии они относились очень по-разному. В общем, императору хотелось сделать английскому собрату подарок хоть и роскошный, но издевательский. При этом Генрих должен был оскорбление понять, но проглотить. Шлем потому сделали более-менее точным воспроизведением стереотипного в ту пору облика дурака – очки, рогатый колпак.
При этом нос и контуры личины не вызывали сомнений: шлем запечатлел также черты самого Максимилиана. Получилась такая многослойная, десяток раз лихо закрученная издевательская шутка: «А прими-ка ты от меня, милый друг Генри, дурацкий колпак! С себя делал!» - «Спасибо, Макс, буду носить не снимая! За что ж ты с собой так, даже неловко как-то – император и вдруг дурак?» - «Так ведь кто из нас шут теперь, Анри? В шапке-то ты!» - «А лицо шутовское твое, Макс!».
В общем, перепасовывать это издевательство можно было друг другу без конца – чистый Хармс, согласитесь. И Генрих очень любил надевать очкастый шлем – все было у него в порядке с чувством юмора.
Тут бы не помешал какой-нибудь хитромудрый вывод, но зачем? Просто примите как данность, что рога есть неотъемлемый атрибут любого начальства испокон века – сейчас их скрывают и таят, хотя дьявольщинка всегда выпирает (про Богемскую рощу почитайте).
Традиционную семью отменяют тоже, наверное, не без умысла – чтобы рога лишились сомнительности и стали отличием во всех смыслах. Это шутка, если что. Если дочитали - с вас лайк-подписка! Спасибо