Предисловие
Итанцы Е. Оболенского
Батурино И. Шимкова
Туркинские минеральные воды
Мертвый Култук Н. Лорера
Река Иркут
Слюдянка
Тельма А. Одоевского
Село Урик - наверно, самая большая и известная "колония" декабристов. Волконские, Муравьевы, Вольф, чуть на отшибе - Лунин. Здесь осталась только церковь с советским надгробием Никиты Муравьева, да пейзаж. Но чтобы понять, как оно могло выглядеть - дом Волконских в Иркутске, в котором сейчас музей, стоял когда-то ровно в Урике, его перенесли. Вот он:
Эркеров только не было, их потом приделали. Но масштаб - то самый. Местные вспоминали так:
Myравьевы начали строить за селением, на степном месте, большой дом, глаголем, одноэтажный, саженей на 15, со множеством комнат, в которых и поселились оба брата. ... При доме постройка была громадная: амбары двухэтажные, конюшни, скотские дворы, кухни, людские и проч. Лошадей держали более 40, на которых пахали в десять сох цельные места десятин до 50-ти.
Фотки довольно безотрадные. Этот тот же день, что Усть-Куда, непрерывный дождь, не на фоткаешься.
Оба брата были чрезвычайно набожны, церковь посещали не упустительно. На местной церкви вместо деревянной кровли сделали железную, обнесли церковь вместо ветхой глухой ограды — решетчатою деревянного
Надгробие Никиты, советское, страшное, и больше ничего там нет... Впрочем, есть, вот. Два старых-старых тополя:
Обсадили церковную ограду тополями, из коих уцелел по сие время один на память об усердии Муравьевых к церкви Божией. И церкви остались до сего времени половина большого ковра и Святая икона Божией Матери, так называемой итальянской живописи. Много добра дели Муравьевы народу. Сад развели большой, в который крестьяне возили всякие сибирские деревья, а тополи из-за Ангары и Иркута за хорошую цену.
Вот это что точно осталось от того времени - потомки тополей, которые Муравьевы выписывали из-за Ангары, они растут точно по церковной ограде.
Продолжение следует.