В АДУ ЛЮБВИ НЕТ
Нельзя безнаказанно предавать ничью любовь. Будь то любовь ребенка, любовь отца, любовь матери, любовь девушки или женщины, любовь мужчины или юноши, или любовь целого народа. Об опасности подобного предательства много говорили библейские пророки, выбиравшие между отречением от любви к Бгу и мученической смертью, мученическую смерть. Об опасности отречения от любви много писал один из величайших русских писателей – Федор Достоевский, оставшийся верен чувству любви к людям вплоть до самого дня своей кончины. И бравший пример с Иисуса Христа, изрекшего людям: «Любите друг друга так, как я возлюбил вас». Нельзя выразить словами, ту силу любви, какую Христос испытывал и продолжает испытывать ко всем без исключения людям. Как нельзя выразить и степень вины человека, предавшего эту любовь.
Отрекаясь от божьей любви, человек выбирает своим кумиром либо себя самого, либо одного из себе же подобных, либо одного из божьих сыновей, предавших любовь своего Отца и возжелавшего сделать всех людей счастливыми в соответствии со своим собственным планом. Сей, отпавший от божьей любви сын, находясь в преступном ослеплении, даже Бога намеревался сделать счастливым, наделив Его большими деньгами и большой властью. Помните слова из гимна энтузиастов: «Будет людям счастье – счастье на века! У советской власти сила велика!». Силы у советской власти действительно были. И весьма большие. Не хватало этой власти только любви к Богу, а, значит, и любви к человеку.
Так и один из героев романа Достоевского «Братья Карамазовы» - Иван Карамазов – из сострадания к человеку отказывался принимать мир, сотворенный Богом. Он считал, что истина и Христос - две вещи несовместные. И человеку со временем придется выбирать между Христом и истиной. Истина же оказалась бесспорной в том смысле, что без любви к Богу человек весьма скоро утрачивает и любовь к человеку. Ведь от такой псевдолюбви к человеку до ненависти к нему один только шаг. И в наши дни многие считают, что человека нельзя сделать счастливым в силу его глупости, лени и упрямства. Те же, кто выбрал в качестве своего кумира отпавшего от любви ангела, успокаивают себя тем, что камень, брошенный в кого-то, опять пролетел мимо них. Тот же, в кого этот камень угодил, безусловно того заслуживал.
Достоевский, как я об этом говорил в ходе своей недавней лекции, считал всех людей виноватыми в тех горестях, какие все мы обречены переживать. Мы все виноваты друг перед другом. Сын виновен в смерти отца от рук кредиторов, так как деньги его отец занимал не только для себя, а и для своего сына. Но признаться в том, что ими была предана любовь их отцов, никакому из сыновей не хочется. Сын продолжает считать, что не отцовская любовь, а деньги смогут уберечь его от всех напастей, всегда обеспечив ему комфорт и процветание. И ни одна из революций или войн, называемых писателем нравственными тупиками, не в силах этого положения изменить. Ведь при неудачном стечении обстоятельств на эшафот восходят революционеры, а при удачном исходе на тот же эшафот восходят те, кто еще совсем недавно обладали властью. Другими словами, путь к новой жизни люди привыкли мостить трупами врагом и реками крови. Где же тогда в их действиях прячется любовь? И есть ли она в душах этих революционеров? И отговорка: не мы такие, а такова жизнь, здесь ничего ни объяснить, ни оправдать не в силах. Жизнь во все века была одной и той же. Разными бывали только люди. Рождение человека почти всегда сопряжено со страданиями и кровью, но в результате подобных неудобств миру бывает явлена новая жизнь, а не насильно отнятая.
Коль скоро, как это утверждал Достоевский, каждый из нас в чем-то виновен перед остальными, а те в свою очередь виновны перед ним, то подобные промахи имели в своем основании предательство Божьей любви к своим творениям. Ведь это только в аду никто никого не любит.
Душа человека обречена любить. Если не человека, то животных или деньги. Дикие племена всегда ценили жизнь коня или лошади больше жизни человека. В силу того, что нового человека сделать легко, а вырастить коня или корову намного труднее. Еще легче бывает предать любовь отца или матери; женщины или девушки; мужчины или ребенка, но расплата за подобное предательства не заставит себя ждать. Разлюбив друг друга, люди сталкиваются с такой ситуацией, при которой им приходится съедать своих бывших любимцев – собак или кошек. Такое в человеческой истории случалось уже не раз. Не зря сказано, что не хорошо отбирать хлеб у людей и бросать этот хлеб собакам. Что именно понимал Христос под этим хлебом, думается, и без объяснений предельно ясно. Как же человеку поступать в подобных случаях? Достоевский вновь дает нам ответ на этот вопрос. Сперва нужно накормить голодного, а затем уже то, что останется, можно будет отдать собакам.
Но как быть с теми упертыми людьми в чьих душах поселилась алмазная твердость вместо сострадания и любви? Куда отправляются после смерти души этих камнеподобных существ? На этот вопрос мы попытаемся ответить в нашей следующей беседе. Всем здоровья и удачи. Лайков не прошу. Достаточно будет и вашего прочтения.
5