Как бы это громко не звучало, но на данный момент складывается такое впечатление, что проект по созданию российского среднемагистрального лайнера МС-21 провалился. И сейчас объясню почему я так думаю и не только я.
А дело в том что, как сообщили в Минпромторге - "Зарубежные компании отказались поставлять комплектующие для российских самолетов".
Если раньше прекращались поставки деталей для крыльев и двигателей, но у нас с этой проблемой удачно справились, то вот теперь могут заблокировать и поставки электроники. А это угроза уже куда серьезнее.
Эту ситуацию прокомментировал директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Василий Шпак, - "Иностранные партнеры, кто-то гласно, кто-то негласно» сообщили, что с нашими авиастроителями взаимоотношений продолжать не будут, причем ни по действующим, ни по новым контрактам".
О том, какие проекты оказались без деталей, он уточнять не стал. Но это ясно и так, говорят эксперты, - на слуху только среднемагистральный самолет МС-21 и Sukhoi Superjet New, импортозамещенная версия Superjet 100.
Про новый Sukhoi известно немного. "Ростех" собирается потратить на него примерно 120 млрд рублей, и у него будет полностью российский двигатель ПД-8. Там "импортозамещать" стали сразу. А вот МС-21, разработку которого ведут чуть ли не с 1990-х годов, к новой политической реальности оказался не готов. Владимир Путин даже назвал поведение западных поставщиков "хамством и недобросовестной конкуренцией". Приходится кусать локти, отмечает генеральный директор ассоциации "Аэропорт" Виктор Горбачев, прокомментировав так всю эту сложившуюся ситуацию.
"Надо было давным-давно заниматься импортозамещением, а не уповать, что нам кто-то что-то будет поставлять. Мы в таком же положении оказались с Superjet 100 практически - на 80% комплектующие из-за рубежа. Но чтобы прошло импортозамещение, по крайней мере, потребуется года три-четыре как минимум, а не так, что сегодня одно финансирование, а завтра уже другое".
Как говорят эксперты, - "нехватка микроэлектроники будет ощущаться гораздо сильнее, чем в случае с композитными деталями, а разработка конкурентных образцов и их сертификация может затянуться на долгие и долгие годы". Это хорошо, что если нашим предприятиям не придется делать все с нуля, отмечает генеральный директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак.
Вот его комментарий.
"Несмотря на то, что наша промышленность сильно деградировала, мы в советские годы производили же практически все системы радиоэлектронного оборудования для военно-гражданской авиации, все электромеханические системы. При известной ловкости можно наладить мелкосерийное производство того, что нужно для отечественных воздушных судов. Другое дело, какого качества это будет, то есть какие будут весовые характеристики, потребление, надежность. Очевидно, что это может быть не самое лучшее по мировым меркам. Сможем ли мы построить такие электронные производства, как в США, в Европе и в Японии? Наверно, в обозримом будущем нет. Но российские автомобили тоже не самые лучшие в мире, но тем не менее они продаются".
Как отметили в Минпромторге, разрыв контрактов на поставки там расценивают как попытку "Запада остановить российские проекты в области гражданского авиастроения. И пока, судя по всему, у Запада получается". Выход МС-21 переносился уже три раза, последней датой видимо чтобы была хоть какая либо надежда обозначили 2025-й год.