Найти тему
DEL’ARTE Magazine

ММКФ — 2020: «Распоряжение» Лазаро Рамоса

Для режиссера Лазаро Рамоса фильм «Распоряжение» — дебют в большом кино. Дебют вполне удачный, но с некоторыми упущениями.
В центре сюжета «Распоряжения» оказываются Антонио, его девушка Капила и двоюродный брат Андре. Они мирно и с редким удовольствием живут в Бразилии недалекого будущего. Сложности доставляет политическая программа «Обратно на родину» — ее суть в том, что все чернокожие должны уехать обратно в Африку. Естественно, подобное поведение властей воспринимается в штыки, но сопротивляться полиции многие не могут. Кто-то прячется в «афробункерах», кого-то депортируют.

Лазаро Рамос берется за острую проблему. Тема расизма и неравенства сейчас не выпадает из списка обсуждаемых новостей. Однако Лазаро Рамосу не удается показать данную проблему с новой точки зрения. Все тезисы, которые касаются расовой дискриминации далеко не новы. Противоречия, рождающиеся в обществе белых угнетателей и чернокожих угнетенных (которых теперь называют людьми с высоким количеством меланина) выявляют общее настроение — невозможно прийти к обоюдному решению без жертв. Даже коалиция угнетенных не может найти способ мирного итога, ведь каждый хочет урегулировать конфликт по-своему.

Конечно, демонстрация разных точек зрения на ситуацию показывает, что нет четкого разделения — на чьей стороне правда. Тем не менее, обязательно нужен компромисс, который не позволит проявиться массовому насилию. Лазаро Рамос несколько раз указывает, что исправит положение только мирное соглашение — без оружия и агрессии.

Но за общим гуманным посылом «Распоряжение» все же имеет несколько упущений. У фильма нет общего мира. Бразилия Лазаро Рамоса будто оторвана от жизни других стран. Определённо у режиссера получилась первая половина фильма, однако вторая часть использует классические типажи и образы — кто на что способен и какими будут последствия. Возможно, Рамос переоценил свои силы для раскрытия данной темы. Для этого важен опыт и мастерство, которые смогут показать резкость и иной взгляд на проблему. С подобным справился бы Спайк Ли, который знает на какие болевые точки необходимо давить. Он умеет провоцировать и создавать поле для дискуссии.

Впрочем, если абстрагироваться от недочетов (а это можно сделать), «Распоряжение» предстает дискуссионным фильмом, который стремится найти ответы на актуальные вопросы о состоянии и месте человека в обществе. Безусловно, данный процесс сложный и опасный, тем не менее, иногда приходится рисковать не только ради себя, но и ради близкого человека.

Автор:Улфатшоев Алишер