Найти тему
ЕвроАвто | Запчасти и сервис

Исторический шиномонтаж. Часть 1

Оглавление
Прокатимся по истории с ветерком?
Прокатимся по истории с ветерком?

Кажется, колесо истории не рассчитано на наши дороги. Кто так своеобразно описал другими словами поговорку “лень - двигатель прогресса”, уже и не припомню. Но в то время, как развитие хозяйства заставило человека сеять и жать, бегая от кочевников со скромным скарбом, развитие производства потянуло за собой торговлю и передвижение тяжелых грузов на большие расстояния. В этот момент появилось простое, но гениальное изобретение. Колесо. Сегодня “старичку” уже 175 лет, а производители не устают удивлять нас технологиями каждый год.

Сцена первая, рассветно-докатная.

До Томсона и Данлопа еще многие лета, а на заре цивилизации таскают бревна на собственном горбу. Но, чу! “Над городом послышался скрип колеса фортуны”, написал когда-то Илья Ильф. Правда, доподлинно не известно, над каким. В манускриптах упоминают Месопотамию, территорию современного Ирака. Чудесное превращение гончарного круга в колесо произошло именно там в 3500 году до н.э.

Изобретение колеса - одно из самых главных в эволюции
Изобретение колеса - одно из самых главных в эволюции

Еще скачок - и человечество уже имеет колесо с осью и ступицей. Затем его постепенно совершенствовали развитые цивилизации. Маневренность, устойчивость, лёгкость, скорость были важны в любые времена. Надо отметить, что колесо, оснащенное деревянными спицами, ездило аж до начала XIX в. Кто владеет информацией, тот владеет миром. В нашей истории, - искусством выплавки металла. Изобретатель Бауэр просто взял длинную проволоку, продел ее много раз через обод колеса и закрепил на обоих концах ступицы. Классика жанра - велосипедное колесо.

Велосипедное колесо - наглядный пример совершенства
Велосипедное колесо - наглядный пример совершенства

Сцена вторая. Нужно, как машине - четвертое колесо

Знали ли люди, которые смеялись над покупавшим в аптеке бензин (да-да, именно там его продавали) Карлом Бенцом, какие последствия будет иметь полученный им патент на “самобеглую коляску”? В январе 1886 года Motorwagen назвали трехколесным двухместным велосипедом с бензиновым двигателем.

Motorwagen 1886 - первый коммерчески доступный и успешный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания
Motorwagen 1886 - первый коммерчески доступный и успешный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания

Несмотря на технические и коммерческие планы, зреющие в рациональном уме старика Бенца, социум не горел идеей его изобретения. Гармоничное сочетание поездов и пароходов, лошадей и повозок было неуязвимо. Но развитие капитализма и рождение автомобиля были предопределены эпохой. Вскоре у машины появилось четвертое колесо, крыша, мягкие сидения, фары. И конечно же, шины.

Это изобретение - прорыв в эволюции колеса. Вам наверняка знакомы эти названия: Michelin, Dunlop, Goodyear, Hankook. Всё это фамилии основателей империй по производству самых крутых шин в мире. Если начнете сейчас внедрять свои изобретения, то не исключено, что уже ваши внуки смогут получать приличные дивиденды.

Человек из шин, белых, как каучук
Человек из шин, белых, как каучук

В 1845 году свою резиново-парусиновую шину первым запатентовал Роберт Томсон. Наружное покрытие состояло из заклёпанных кусков кожи. Параллельно Томсону в 1844 году на разных континентах разработкой занимались Гудьир и Ханкок. Первый распродал всё имущество, свято верил в прогресс и запатентовал технологию вулканизации каучука. Ханкок же - отец британской резинотехнической промышленности.

Изобретение привело к бурному развитию шинной промышленности и дальнейшим изобретениям
Изобретение привело к бурному развитию шинной промышленности и дальнейшим изобретениям

В 1888 г. шотландец Джон Данлоп разработку шины усовершенствовал, надев надутые воздухом шланги на колеса велосипеда своего сына. И вошел в историю не как ветеринар, коим он был, а как изобретатель пневматической шины. В те годы соревновались, как могли. Предстояло еще многое.

Профессия ветеринара для Данлопа оказалась под вопросом
Профессия ветеринара для Данлопа оказалась под вопросом

Шины необходимо было чинить после 80-90 км. пробега. Велосипедные пневматики Данлопа намертво приклеивались к ободам колес и постоянно прокалывались. Демонтаж занимал не менее трёх часов, потом камеру надо было починить, приклеить и оставить на ночь, чтобы все высохло.

Решение предложил Андре Мишлен в 1891 году. К тому времени он унаследовал от своего деда находящуюся на грани банкротства фабрику по производству изделий из каучука. Весь автопром изменился навсегда, когда Мишлен создал быстросъемные шины: их можно было поменять за 15 минут. Патент был получен, а шины практически сразу поступили в продажу.

Две лошадиные силы рекламируют шины Michelin
Две лошадиные силы рекламируют шины Michelin

Сцена третья. Пошло, поехало..

Гонка изобретений начинает свой разбег. Сначала на рубеже 20-х и 30-х годов ХХ века изобретут бескамерную шину. Её запатентуют несколько фирм в разных частях света. Затем встает вопрос о том, что перевозить товары надо каждый день, независимо от погоды. Новые веяния первой понимает финская Nokian, выпустив в 1934 году покрышки с поперечными блоками угловатой формы. Уже в 1936 году такие шины получили и владельцы легковушек. Шипы изобретут позднее.

Nokian существует с 1898 года, замечены в многолетнем манипулировании результатами шинных тестов
Nokian существует с 1898 года, замечены в многолетнем манипулировании результатами шинных тестов
Pirelli основана в 1872 году в Италии, сейчас находится в собственности у китайского химического гиганта China National Chemical Corp. Кстати, Роснефть владеет 13,09% акциями компании.
Pirelli основана в 1872 году в Италии, сейчас находится в собственности у китайского химического гиганта China National Chemical Corp. Кстати, Роснефть владеет 13,09% акциями компании.
Continental основана в 1871 году в Германии, выигрывал на гоночных трассах по всему миру, делал материалы для создания дирижаблей
Continental основана в 1871 году в Германии, выигрывал на гоночных трассах по всему миру, делал материалы для создания дирижаблей

Раньше считалось, что оптимальная конструкция «скелета» колеса — диагональная. Но скорости выросли, упругость колес стала недостаточной. Эксперименты с резиновой смесью не давали принципиального прорыва. Тогда инженеры взялись за каркас и в 1946 году изобрели радиальные шины. Первой их стала выпускать французская марка Michelin.

В послевоенные годы технологии пошли вперёд
В послевоенные годы технологии пошли вперёд
Кто обратил внимание на шину?
Кто обратил внимание на шину?

Следующим этапом стало изобретение шипов. На ралли в заснеженном Монте-Карло выигрывали автомобили именно с ними. В 1961 году такие покрышки Nokian запустили уже в серийное производство. Их примеру последовали и остальные, например, Mechelin. Когти из закаленной стали вцепились в историю колес мертвой хваткой. Но в 70-е им пришлось ее ослабить: европейские власти ввели ограничения из-за того, что шипы портят дорожное покрытие. И производители отреагировали появлением “липучек”, - специальных ламелей на шинах, которые делают блоки протектора более эластичными и цепкими. Но не настолько крепкими, как хотелось бы.

Главное - запоминающийся образ
Главное - запоминающийся образ

С незапамятных времен производители вели неравный бой с проколами шин. То гвоздь, то подкова.. Всем известно выражение: оптимист изобрёл колесо, а пессимист — запасное. Немецкий драматург Бертольт Брехт вспоминал: „Я сижу на обочине дороги. Шофёр меняет колесо у машины. Мне неинтересно там, откуда я еду, мне неинтересно там, куда я еду. Так почему я с таким нетерпением смотрю на человека, который меняет колесо?!“. Запаска была неотъемлемой частью багажника, как Бонни и Клайд.

В 1972 году инженеры фирмы Dunlop пришли к выводу, что самый эффективный способ борьбы с напастью, - укрепление бортов покрышки. И шины RunFlat запустили в массовое производство. Автовладельцы, коим не повезло проколоть шину, смогли проехать еще до 160 км. Неплохо, - даже по современным меркам.

Шины Runflat дальше будут только усовершенствовать...
Шины Runflat дальше будут только усовершенствовать...

Что было дальше? Читайте Исторический шиномонтаж. Часть 2. Современная.

Записаться на шиномонтаж

Якушина Мария,

PR-специалист ЕвроАвто