Кажется, колесо истории не рассчитано на наши дороги. Кто так своеобразно описал другими словами поговорку “лень - двигатель прогресса”, уже и не припомню. Но в то время, как развитие хозяйства заставило человека сеять и жать, бегая от кочевников со скромным скарбом, развитие производства потянуло за собой торговлю и передвижение тяжелых грузов на большие расстояния. В этот момент появилось простое, но гениальное изобретение. Колесо. Сегодня “старичку” уже 175 лет, а производители не устают удивлять нас технологиями каждый год.
Сцена первая, рассветно-докатная.
До Томсона и Данлопа еще многие лета, а на заре цивилизации таскают бревна на собственном горбу. Но, чу! “Над городом послышался скрип колеса фортуны”, написал когда-то Илья Ильф. Правда, доподлинно не известно, над каким. В манускриптах упоминают Месопотамию, территорию современного Ирака. Чудесное превращение гончарного круга в колесо произошло именно там в 3500 году до н.э.
Еще скачок - и человечество уже имеет колесо с осью и ступицей. Затем его постепенно совершенствовали развитые цивилизации. Маневренность, устойчивость, лёгкость, скорость были важны в любые времена. Надо отметить, что колесо, оснащенное деревянными спицами, ездило аж до начала XIX в. Кто владеет информацией, тот владеет миром. В нашей истории, - искусством выплавки металла. Изобретатель Бауэр просто взял длинную проволоку, продел ее много раз через обод колеса и закрепил на обоих концах ступицы. Классика жанра - велосипедное колесо.
Сцена вторая. Нужно, как машине - четвертое колесо
Знали ли люди, которые смеялись над покупавшим в аптеке бензин (да-да, именно там его продавали) Карлом Бенцом, какие последствия будет иметь полученный им патент на “самобеглую коляску”? В январе 1886 года Motorwagen назвали трехколесным двухместным велосипедом с бензиновым двигателем.
Несмотря на технические и коммерческие планы, зреющие в рациональном уме старика Бенца, социум не горел идеей его изобретения. Гармоничное сочетание поездов и пароходов, лошадей и повозок было неуязвимо. Но развитие капитализма и рождение автомобиля были предопределены эпохой. Вскоре у машины появилось четвертое колесо, крыша, мягкие сидения, фары. И конечно же, шины.
Это изобретение - прорыв в эволюции колеса. Вам наверняка знакомы эти названия: Michelin, Dunlop, Goodyear, Hankook. Всё это фамилии основателей империй по производству самых крутых шин в мире. Если начнете сейчас внедрять свои изобретения, то не исключено, что уже ваши внуки смогут получать приличные дивиденды.
В 1845 году свою резиново-парусиновую шину первым запатентовал Роберт Томсон. Наружное покрытие состояло из заклёпанных кусков кожи. Параллельно Томсону в 1844 году на разных континентах разработкой занимались Гудьир и Ханкок. Первый распродал всё имущество, свято верил в прогресс и запатентовал технологию вулканизации каучука. Ханкок же - отец британской резинотехнической промышленности.
В 1888 г. шотландец Джон Данлоп разработку шины усовершенствовал, надев надутые воздухом шланги на колеса велосипеда своего сына. И вошел в историю не как ветеринар, коим он был, а как изобретатель пневматической шины. В те годы соревновались, как могли. Предстояло еще многое.
Шины необходимо было чинить после 80-90 км. пробега. Велосипедные пневматики Данлопа намертво приклеивались к ободам колес и постоянно прокалывались. Демонтаж занимал не менее трёх часов, потом камеру надо было починить, приклеить и оставить на ночь, чтобы все высохло.
Решение предложил Андре Мишлен в 1891 году. К тому времени он унаследовал от своего деда находящуюся на грани банкротства фабрику по производству изделий из каучука. Весь автопром изменился навсегда, когда Мишлен создал быстросъемные шины: их можно было поменять за 15 минут. Патент был получен, а шины практически сразу поступили в продажу.
Сцена третья. Пошло, поехало..
Гонка изобретений начинает свой разбег. Сначала на рубеже 20-х и 30-х годов ХХ века изобретут бескамерную шину. Её запатентуют несколько фирм в разных частях света. Затем встает вопрос о том, что перевозить товары надо каждый день, независимо от погоды. Новые веяния первой понимает финская Nokian, выпустив в 1934 году покрышки с поперечными блоками угловатой формы. Уже в 1936 году такие шины получили и владельцы легковушек. Шипы изобретут позднее.
Раньше считалось, что оптимальная конструкция «скелета» колеса — диагональная. Но скорости выросли, упругость колес стала недостаточной. Эксперименты с резиновой смесью не давали принципиального прорыва. Тогда инженеры взялись за каркас и в 1946 году изобрели радиальные шины. Первой их стала выпускать французская марка Michelin.
Следующим этапом стало изобретение шипов. На ралли в заснеженном Монте-Карло выигрывали автомобили именно с ними. В 1961 году такие покрышки Nokian запустили уже в серийное производство. Их примеру последовали и остальные, например, Mechelin. Когти из закаленной стали вцепились в историю колес мертвой хваткой. Но в 70-е им пришлось ее ослабить: европейские власти ввели ограничения из-за того, что шипы портят дорожное покрытие. И производители отреагировали появлением “липучек”, - специальных ламелей на шинах, которые делают блоки протектора более эластичными и цепкими. Но не настолько крепкими, как хотелось бы.
С незапамятных времен производители вели неравный бой с проколами шин. То гвоздь, то подкова.. Всем известно выражение: оптимист изобрёл колесо, а пессимист — запасное. Немецкий драматург Бертольт Брехт вспоминал: „Я сижу на обочине дороги. Шофёр меняет колесо у машины. Мне неинтересно там, откуда я еду, мне неинтересно там, куда я еду. Так почему я с таким нетерпением смотрю на человека, который меняет колесо?!“. Запаска была неотъемлемой частью багажника, как Бонни и Клайд.
В 1972 году инженеры фирмы Dunlop пришли к выводу, что самый эффективный способ борьбы с напастью, - укрепление бортов покрышки. И шины RunFlat запустили в массовое производство. Автовладельцы, коим не повезло проколоть шину, смогли проехать еще до 160 км. Неплохо, - даже по современным меркам.
Что было дальше? Читайте Исторический шиномонтаж. Часть 2. Современная.
Якушина Мария,
PR-специалист ЕвроАвто