Я не очень понимаю, пора ли уже писать про "Третий день" какой-то осмысленный материал. По логике вещей нас ждут еще три серии и какой-то микроэпизод под названием "Осень", но с другой стороны, авторы сразу заявили, что персонажу Джуда Лоу будут посвящены только первые три эпизода, дальше речь пойдет о другом госте острова. Я решил сделать пробный заход - пусть будет небольшой материал о том, что уже показано, но не всеобъемлющий, а касающийся лишь одной детали. Если что, его потом можно будет дополнить новыми размышлениями.
Итак, я предлагаю обсудить... сверчков. Я не слишком силен в биологии, а насекомые больше миллиметра в размерах меня только расстраивают, поэтому я могу ошибаться в том, какие конкретно сверчки показаны в сериале, и даже допускаю, что это не сверчки вовсе, а саранча, кузнечики или цикады. Но в англоязычной прессе их называют "crickets", так что пусть будут сверчки. А вот зачем они в кадре, почему они такого необычного цвета, существуют ли они вообще или только мерещатся главному герою - вот это и предлагаю обстрекотать.
В общем-то, уже по первой серии было понятно, что "Третий день" - это не мистический триллер, а психологическая драма, построенная вокруг болезненной утраты героем Джуда Лоу сына и переполненная символизмом. Например, в стартовом эпизоде Сэм соприкасается с четырьмя земными стихиями: он изначально едет в лес, где впитывает энергию земли, затем отдает воде футболку своего погибшего сына, на острове он вдыхает воздух свободы и успокоения, но затем погружается в тяжелый кошмар со сгоревшим домиком. В какой-то момент мужчина осознает, что он как-то связан с островом, возможно, он даже когда-то ранее посещал его, но место продолжает его пугать, и нужно отметить, что в арсенале местных жителей достаточно средств, чтобы свести с ума любого.
По мере погружения в мифологию острова Сэм сталкивается с тем, что другие называют "тьмой" (the darkness). И повсюду его в большем или меньшем количестве сопровождают стрекочущие насекомые - третий эпизод ими просто переполнен. Сначала мы видим сверчка, ползущего по лицу Ларри, когда тот называет гостя "истинным отцом". Потом после побега Сэм просыпается на берегу облепленный сверчками, следом о насекомых с ним говорит Джесс - именно она упоминает, что их появление предвещает дождь, наводнение и даже смерть.
Наводнение - лучшая метафора того, что происходит с Сэмом. С момента появления на острове его крутят темные потоки неизвестного, он не справляется с нахлынувшими на него информацией, впечатлениями, новыми знакомствами и тяжелыми переживаниями. В определенный момент мужчина просто отдается стихии и плывет по волнам своего поплывшего разума, с трудом разбирая, где явь, а где горячечный кошмар. Все это время Сэм ищет точку опоры, твердый кусок почвы, но "буксует" в грязи, тонет в воде, теряет ориентацию в траве - цунами безумия вертит его, как щепку.
Нельзя сказать, что Сэм не сопротивляется, но стихия - сильнее. В одном из эпизодов, герой давит сверчка своими красными кроссовками, но это не может остановить пришествие тьмы, дождь уже не прекращается, а мрак обретает все более устрашающие формы: он оборачивается мертвой Эпоной, принесшей себя в жертву, и живым Нэйтоном, сыном Сэма, которого тот уже давно похоронил. Попытка бежать лишь прокручивает спираль на еще один круг - дождь останавливает мужчину, наводнение гонит обратно, Сэм снова принимает жертву (на сей раз от "отца") и опять оказывается там, откуда начал.
Обозначенная создателями сериала первая сюжетная дуга, состоящая из трех эпизодов, заканчивается долгожданным воссоединением Сэма с сыном, в то время как остров от солнечного света закрывает целое полчище стрекочущих насекомых. У этой финальной сцены возможны две трактовки, и я пока не могу определиться с тем, что же произошло на острове Осеа в эти три дня. Возможно, ответ возникнет после просмотра трех последующих серий, но пока передо мной дилемма.
Первый вариант объяснения финала - принятие мифологии острова и мотивации ее жителей. Возможно, Сэм действительно является потомком "отца" (как, соответственно, и Нэйтан), и он действительно обладает какой-то мистической силой или принадлежит той самой "тьме". Тогда мужчина на самом деле нужен острову, чтобы обуздать накопившееся зло и очистить Осеа - поэтому над Большим домом собираются тучи из сверчков, в них накоплена негативная энергия, обузданная новым "отцом".
Второй вариант немного коробит меня своей банальностью, но нельзя сходу отметать предположение о том, что Сэм на самом деле давно умер, и Осеа - это его чистилище, в котором мужчина должен принять свою вину за гибель сына, осознать ошибки и проявить лучшие черты. Воссоединение с погибшим ребенком в таком случае играет совсем иными красками, а сверчки в таком случае могут быть посланниками Ада или Рая, в зависимости от того, считаете ли вы возможным прощение грехов Сэма. Отсюда и необычная расцветка насекомых - это не земные твари, а небесные.
В любом случае мы имеем дело с глубоким погружением в сводящую с ума скорбь, способную как сподвигнуть на хорошие поступки и спасение девушки из петли, так и погрузить в самые темные уголки разума, опасные для всех окружающих. У меня есть основания полагать, что в последующих трех эпизодах сюжет перевернется с ног на голову, и мне еще будет стыдно за данный текст, но пусть будет. Тем интереснее будет сравнить впечатления об увиденном с тем, что будет через три недели.
Не прощаюсь с этой темой. И вы - не болейте, и Увидимся в кино!