Когда я ушла из практической медицины в администрирование, меня часто спрашивали, почему. До сих пор задают иногда этот вопрос.
Девять лет назад я не могла сформулировать ответ для самой себя. Отговаривалась маленькой зарплатой, хромающей системой государственного здравоохранения и подобными не зависящими от меня причинами.
Но совсем-то медицину я не оставила. И глядя на эту профессию немного со стороны, я стала немного лучше понимать своё нежелание быть именно врачом.
Всё дело в равнодушии, которым я не обладаю. Ну или скорее неком внутреннем сопротивлении. Поступая в мед, я не думала, что быть врачом - это уметь включать глухоту к чужим страданиям.
Врач сообщает диагноз. Он - первая веха на границе между "до" и "после". Любой диагноз неприятен, а в эндокринологии, где я работала, практически все они если не инвалидизируют людей, то как минимум круто меняют их привычный образ жизни.
И вот человек смотрит на врача, задаёт вопросы. Плачет. Напуганный и растерянный. А доктор деловито, отстранённо и с мыслями о своём ребёнке, который сдаёт ЕГЭ, расписывает лечение. Доктору нельзя жалеть пациентов. Иначе ничего не останется от доктора через пару лет.
Самые крутые профессионалы в медицине - самые безжалостные. Они не боятся причинить боль, берутся за безнадёжные операции. Они не видят человека - только интересный клинический случай. Они спасают жизни, но каждая из них всего лишь задача, которую нужно решить.
Я восхищаюсь такими врачами. День и ночь они готовы учиться. Они знают всё, они - последняя надежда пациента.
Но я так не могу. Я рефлексирую, жалею, глажу по голове, протягиваю жилетку для слёз и чувствую свою вину (!) за страдания человека. Каждый мой пациент был для меня особенным. Я запоминала имена, семейное положение и хобби людей. Сидела с ними, выслушивая проблемы с детьми и мужьями.
А хуже всего было, когда к нам поступал тяжёлый пациент. Не раз я бросала все свои дела, чтобы добиться консультации нужного специалиста из другой клиники, написать кучу гневных писем, чтобы заполучить лекарство или донорскую кровь, выбить из руководства перевозку пациента в более подходящий стационар.
Я оказалась к этому не готова. Мою жизнь заполняла чужая боль, я не умела отгораживаться от неё. Не научилась видеть в человеке бездушный механизм, требующий починки. Я чересчур близко к сердцу принимала горести людей, чтобы стать хорошим врачом.
Я просто не умею жать на больное место, дожидаясь вопля пациента, чтобы поставить диагноз.
А если не можешь стать классным специалистом в какой-то области, то зачем вообще в ней работать? А медицины это правило исключительно верно.
Однако, всё это - всего лишь моё личное мнение.
А что думаешь ты? Какое качество у врача должно быть особенно развито?