В 2012 году британский режиссер и продюсер Риз Томас выпустил документальный фильм "Freddie Mercury. The Great Pretender", которому предшествовал успех ленты "Queen: Days of Our Lives". В связи с этим он дал большое интервью, перевод которого мы и предлагаем вам сегодня. Приятного прочтения.
«Поздравляю вас с первым успехом DVD "Freddie Mercury. The Great Pretender".
Да, это так, спасибо. Фильм будет показан на канале "BBC One" в следующий вторник. Жаль, конечно, что его сократили до одного часа. Полная версия выйдет на "BBC Four" в рождественские каникулы. Нам пришлось сделать две версии. Полный вариант совсем другой, а на DVD были включены также дополнительные материалы. Поэтому его все равно лучше приобрести.
С чего начинается такой проект? Обсуждаете ли вы с группой основные идеи?
Именно так я поступил в прошлом году, когда продюсировал двухсерийный документальный фильм "Queen: Days of Our Lives". Мы сняли так много материала, что он просто не мог уместиться в отведенные два часа. Я чувствовал, что пропадала вся история Фредди до его перехода в Queen. Сначала меня попросили сделать часовой документальный фильм для "BBC Four" о создании альбома "Barcelona", но я подумал, что этого явно недостаточно. Я не хотел упускать возможность снять новый фильм о Фредди Меркьюри. Я набросал несколько идей, придумал основную концепцию ленты. Все это я обсудил с Джимом Бичем, который одобрил наши планы.
Как и вы, я очень давно люблю группу Queen, но, признаюсь, что до сих пор не слышал некоторые записи, например, с Майклом Джексоном и Родом Стюартом.
За эти материалы нужно бороться. О Фредди и раньше снимали документальные фильмы, и все эти материалы находились прямо под носом у режиссёров. Они смело могли их использовать, но по какой-то причине не сделали этого. Возможно, не хотели расширять тему, исследовать ранее неизвестные факты. Я довольно давно изучаю историю Queen, поэтому знаю, что такие уникальные материалы существуют. Когда вы снимаете подобные фильмы, вы всегда должны учитывать две аудитории: ожидания поклонников, которые ждут новых историй о группе, а также остальных зрителей, которые ничего не знают о Фредди Меркьюри. Вы должны сохранить равновесие между ними. Широкая аудитория просто не знает, какие факты считаются уникальными, а какие – нет. Многие поклонники жаловались, что таких песен осталось совсем немного, но это было все, что мы могли показать.
Могу я предположить, что планируется выпуск этих редких треков?
Группа очень хочет выпустить их, и я также знаю, что песни Майкла Джексона выйдут в следующем году. Я никогда не слышал песню с Родом Стюартом, и мне до сих пор неизвестно, сколько материала хранится в архиве. У меня нет уверенности, что песня с ним была полностью записана.
Была ли группа увлечена этим проектом? Они до сих пор очень трепетно заботятся о наследии Фредди Меркьюри.
Изучение этой темы началось еще во время съемок "Queen: Days of Our Lives". Другой продюсер, Саймон Луптон, брал интервью у Брайана, а я - у Роджера. Мы спросили их о многом, и собранного материала хватило бы на несколько фильмов о Фредди. Из-за занятости музыкантов нам не удалось еще раз взять у них интервью. Но нам очень повезло, что оставались ранее записанные встречи.
Я знал, что лучше всего отправить фильм на одобрение Брайану и Роджеру, а также Джиму Бичу, которые всегда казались очень открытыми людьми. К тому же они полностью мне доверяют. Они знали, что я не буду поливать грязь на Queen и Фредди, как делали другие журналисты.
Есть ли в вашем фильме интервью с Фредди, которое уже использовалось в других фильмах, но у вас ему отведено больше времени?
Да, это интервью, которое взял у него Дэвид Вигг. Тогда же я подумал, что не хочу использовать в фильме привычный закадровый голос. Фредди Меркьюри так откровенен в этом интервью, что совсем не требует комментария.
Мне нравились передачи Вигга по радио и телевидению.
Да, например, "F*** Mexico". Мне нравится, что мы заканчиваем DVD на положительной ноте. Люди уже выплакали все слезы, поэтому в заключительные кадры нужно включить что-то веселое. Никогда не стоит завершать фильм на грустной ноте. Многие документальные фильмы о Фредди Меркьюри были очень сентиментальными и показывали многие вещи вне исторического контекста. Они, например, могли показать кадр, где Фредди, указывая на Небо, говорит, что «Бог заботится обо мне». Создатели таких фильмов просто включали это в эпизоды, рассказывающие о болезни Фредди, чтобы еще больше разжалобить зрителей. Но многие знают, что он говорил совсем о другом. В прошлом я старался не пропускать документальные фильмы о Queen и Фредди, но только спустя несколько лет понял, что многое было вырвано из контекста. Например, многие показывали несколько кадров с вечеринки по случаю дня рождения Фредди. Создателям было доступно всего несколько кадров, на которых люди просто веселятся, как и большинство из нас в день рождения. В случае с Фредди сценаристы позволили трактовать это короткое видео слишком вольно. Они часто повторяли, каким испорченным он был, ссылаясь только на эти кадры. Я же хотел показать, что Фредди был обычным человеком.
Многие признавались, что слышали это интервью Дэвида Вигга, но никогда не видели полную версию встречи. Обычно в фильмах о Queen ставится задача рассказать обо всех четырех музыкантах группы, поэтому режиссёру приходится сокращать имеющиеся материалы. В таких фильмах, когда речь шла о Фредди, создатели обычно включали самые смешные реплики, самые неоднозначные, которые каждый мог трактовать по-своему. Но лучше всего просто посмотреть полное интервью, чтобы узнать, как он отвечает на те или иные вопросы.
Из интервью по случаю выхода альбома "Mr Bad Guy" можно сделать вывод, что в случае успеха диска Фредди бы задумался о сольной карьере, оставив Queen в прошлом.
Я не знаю, насколько это правда, но в некоторых известных группах так и было. Но альбом не был успешен по сравнению с пластинками Queen. В то время у них был непростой период, и именно фестиваль Live Aid вновь собрал их вместе.
В свое время я прочитал интервью с Джоном Диконом, где говорилось, что они не уверены в будущем Queen.
Да, я помню это интервью. Джон выразил опасения, что может потерять свои навыки из-за длительного перерыва, в течение которого другие занимались сольными проектами. К слову, Джон Дикон оказался единственным человеком, у которого нам так и не удалось взять интервью.
Вы пытались связаться с ним?
Я написал ему письмо, но он не ответил. Я думаю, он полностью исключил все контакты с внешним миром, больше не хочет иметь к Queen никакого отношения. Он говорил, что после сингла "No-one But You" нет смысла продолжать историю группы. Но я рад, что Брайан и Роджер продолжают идти дальше, и я видел, как они выступают с другими артистами – с Полом Роджерсом и Адамом Ламбертом. К этому можно относиться по-разному, но, думаю, что вы не станете отрицать, что, когда видите на сцене Брайана и Роджера, вы представляете Queen. Они точно заслуживают оправдание, так как до сих пор стараются все делать качественно.
Я видел концерт Queen с Полом Роджерсом, на котором они в основном исполняли свои новые треки (вероятно, здесь идет речь об альбоме "The Cosmos Rocks", который был записан с Роджерсом. – Прим. пер.). Но мне всегда казалось, что люди хотят слышать только песни Queen.
Думаю, лучшим моментом шоу стал момент, когда Пол ушел со сцены, оставив наедине с публикой Брайана и Роджера. Зрители приняли бы что угодно, например, песни "’39" или "I am In Love With My Car", которые всегда готовы исполнять вместе с группой.
Когда вы впервые увидели Queen вживую?
Первым для меня оказался концерт памяти Фредди Меркьюри, который я посмотрел четырнадцатилетним подростком. Потом я попал на премьеру мюзикла "We Will Rock You", на которой я их также увидел. Кроме того, Брайан Мэй написал музыку для моего ситкома "Fun At The Funeral Parlour". Чтобы мы могли оценить его работу, он пригласил нас с Саймоном Луптоном к себе домой, где мы пробыли до двух часов ночи. Потом Брайан подвез меня до Лондона на своей машине. Я никогда этого не забуду.
А каков Роджер?
Сначала я был большим поклонником Брайана, но постепенно лучше узнавал Роджера. Нашему сближению способствовал успех "The Fast Show Live", поклонником которого и был Роджер. Мы познакомились с ним, а затем приятно провели время в Брайтоне. Думаю, что теперь я чаще встречаюсь с Роджером, чем с Брайаном. Он очень смешной, и они такие разные с Брайаном. Уже несколько лет я дружу с его сыном, но до сих пор не могу в это поверить.
Роджер Тейлор всегда производил впечатление остроумного человека.
Да, я рад, что он совсем не изменился с возрастом. Я часто говорил Роджеру, что ему нужно сделать что-то похожее на "Have I Got News For You" (британское комедийное шоу, которое долгое время транслировал канал BBC). Рик Уэйкман (клавишник группы Yes) отлично справляется с этими телевизионными шоу. Роджер очень забавный, но не думаю, что он бы хотел участвовать в подобных проектах».