Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

Домашний кинотеатр: стерео или многоканал?

Скажу сразу: интриги не будет - по какому принципу создавать домашний кинотеатр: на основе классического стереоусилителя или используя многоканальный ресивер(процессор плюс многоканальный усилитель как вариант) - это каждый решает сам. Лично я попробовал оба варианта и одно время даже жил с двумя одновременно (жаль или хорошо что это были не женщины?), но в итоге всё же выбрал одно.
Фото автора.
Фото автора.

Скажу сразу: интриги не будет - по какому принципу создавать домашний кинотеатр: на основе классического стереоусилителя или используя многоканальный ресивер(процессор плюс многоканальный усилитель как вариант) - это каждый решает сам. Лично я попробовал оба варианта и одно время даже жил с двумя одновременно (жаль или хорошо что это были не женщины?), но в итоге всё же выбрал одно. Что именно и почему? Об этом я и попробую рассказать. Но для начала отмотаем памяти кассету назад - в 1995 год.

В том , что проигрыватели LD дисков даже в середине 90-х в России были малоизвестны, нет ничего удивительного.Технология, старт которой случился ещё в 1978-м получила широкое распространение лишь в США и Японии. Хотя конечно сравнивать по качеству (изображения в первую очередь) LD и VHS -смешно. Думаю что мировым хитом Лазер Диск не стал из-за дороговизны и размера/веса носителя. При точно таких же размерах как и виниловая грампластинка LD был заметно тяжелее да и, ввиду своей хрупкости, более требовательным к качеству упаковки и транспортировки. Но именно LD-проигрыватели я считаю прародителем современных качественных источников в ДК. Мне повезло(или меня угораздило - смотря под каким углом это рассматривать) стать в 1995 году владельцем проигрывателя LD - Philips CDV-496. Вряд ли это был лучший представитель данного технического направления. Но аппараты официально поставлялись в Россию (теоретически в виде конструктора для сборки, поскольку на задней панели была надпись: Made in USSR, Sverdlovsk, а практически я не знаю, действительно ли их собирали у нас или это был лишь хитрый ход) и поэтому были относительно распространёнными. Вот только цена дисков была не слишком низкой. Далеко не низкой. За давностью лет могу ошибаться, но вроде как 40-50 $ такой диск на рынке стоил. И хотя доллар тогда был равен 6 рублям, это были весьма серъёзные деньги. Именно поэтому я так и не успел собрать коллекцию LD-релизов: то не было денег, то времени, то достойных предложений. В итоге LD-дисков у меня было лишь 5 или 6 и все с «музыкалкой». Правда проигрыватель считался универсальным и помимо LD воспроизводил и классические компакт-диски. Но то, как это делал  Philips я, откровенно говоря,оценить не смог. Не было подходящего окружения в виде хорошего усилителя и соответствующих АС. Хотя ЦАП там стоял достойный для своего времени. TDA1541A если не ошибаюсь. И многие владельцы звук хвалили.Но, в итоге, пару лет спустя я с 496-м расстался, однако, по иронии судьбы, в 1999-м вновь обзавёлся таким же. Правда по-бартеру. Отдал за него свой первый мобильник(тоже кстати Philips). Но уже в 2000-м у меня появился первый DVD- проигрыватель и LD «отправился на свалку истории» (на самом деле я его конечно же продал и больше уже к данной теме не возвращался). Лишь последний LD «Eurythmics-”Greatest Hits”»  ещё добрых полтора десятка лет занимал место на полке, пока я не обменял его на пару виниловых грампластинок. Между прочим Ижевским механическим заводом выпускался клон Philips CDV-496 под маркой «Колибри ВП-101» было и ещё несколько «отечественных» (в кавычках-потому что я не сомневаюсь в том что внутри стояли импортные комплектующие)  LD-проигрывателей под марками «Русь» и «Амфитон», но я о них лишь читал и никогда не видел вживую.

Однако многие энтузиасты создавали свои первые системы ДК используя в качестве источника VHS или S-VHS видеомагнитофон. Главное чтобы он был со стереофоническим звуком. И вот этот стереозвук первые ресиверы с ещё аналоговым процессором Dolby Pro Logic превращали в многоканальный. Правда, чтобы не погрешить против истины, следует перед прилагательным «многоканальный» поместить приставку «псевдо»-ведь это было искуственное разложение двухканальной фонограммы. И лишь с появлением DVD появился настоящий многоканальный звук.

Признаться, памятуя о ситуации с LD я новый формат встретил с некоторой опаской. И первые DVD-проигрыватели были достаточно дороги, да и диски для них поначалу стоили столько, что не изменись ситуация в будущем, о развитии технологии можно было и не мечтать. Свой первый DVD-проигрыватель LG DVD 3200P я купил в ноябре 2000-го за 8000 руб.(примерно 300$ на тот момент) лишь по причине акции в фирменном магазине LG суть которой была в следующем: каждому покупателю предоставлялась возможность бесплатного проката двухсот DVD дисков. Эти двести дисков я смотрел наверное года два, а когда наконец завершил их просмотр то и цены на данные диски в магазинах уже были вполне приемлимыми. Сейчас, когда DVD диски и даром никому не нужны, события 20-ти летней давности для кого-то могут показаться смешными, но смешным на самом деле является другое: то, что компакт-диск при этом ничуть не сдал своих позиций. Как стоили фирменные CD 15-20$ так и стОят. Вот такая метаморфоза, такой вот необъяснимый пародокс. Но контент и источник это одно, а вот реализация многоканального звука в полном объёме требует помимо них ещё и многоканальное усиление и комплект акустики.По минимуму это конфигурация 5.0 или 5.1 а по максимуму на сегодняшний день число возможных АС в системе ДК уже перевалило за дюжину.

Мой первый комплект ДК:  LG,Pioneer, Sven, Thomson. Фото автора.
Мой первый комплект ДК: LG,Pioneer, Sven, Thomson. Фото автора.

Первый ресивер, Pioneer VSX-D711S я купил вскоре после приобретения DVD-проигрывателя, а вот с акустикой дело поначалу застопорилось. Денег попросту не было. Поэтому поразмышляв пару-тройку месяцев я купил то, что в другой финансовой ситуации не купил бы ни за что: комплект 5.0 колонок Sven HP-512T за каких-то 200 американских рублей. Ждать от колонок за такие деньги каких либо музыкальных способностей было бы смешно, но с киношными саундтреками колонки справлялись на удивление неплохо. Лишь отдачи по басу не хватало и не могло хватать. Подобные АС требуют сабвуфера по -любому. Тем не менее, я бы возможно и прожил с этими колонками гораздо дольше, чем получилось, но ребёнок нечаянно уронил одну из фронтальных колонок после чего она захрипела. В будущем я её отремонтировал (как оказалось при падении просто нарушилась центровка магнита) и даже продал весь комплект, но поначалу решил что это повод купить другие АС. Так у меня появился 5.0 комплект АС от JBL из линейки Nortridge. Вернее вначале лишь фронтальные напольники Е60. «Центр»-ЕС25 и тыловики-Е20 я приобрел позднее(фото JBL заглавном фото). Вот тут уже можно было обойтись без саба. Но музыкальные способности и у этих колонок практически отсутствовали поэтому, в дальнейшем для стерео я приобрёл сначала одни хорошие полочные АС, затем другие. Потом дело дошло до напольных колонок и, параллельно с колонками, приобретались cd-проигрыватели, усилители, провода и т.п. При этом стереосистема и система ДК какое-то время сосуществовали параллельно на моей, и без того невеликой жилой площади. С появлением напольных АС в стерео встал вопрос: а как разместить две пары напольных колонок в ограниченном пространстве? В тот момент считаю что проблема была решена довольно изящно. Комплект колонок JBL был продан, а ему на смену я приобрел 5.1 комплект Focal JM-Lab.

На первый взгляд может показаться что это каие-то игрушки,но это тот самый случай,когда первое впечатление обманчиво. Пять одинаковых двухполосных сателлитов(неожиданно увесистых при сравнительно скромных габаритах(корпус из композитных материалов и алюминия)) формировали слитное «бесшовное» звуковое полотно, а сабвуфер выдавал такой бас, что при подводных взрывах в фильме “U-571” диван, на котором я сидел,чуть ли не подпрыгивал. Кстати эти сателлиты предусматривали и возможность крепления к стене что для ДК очень актуально. Возвращаясь назад скажу что тыловики Sven имели сзади скобу для крепления к стене.К тому же они работали на закрытый объём. То есть не имели фазоинвертора. А вот JBL Nortridge E20 были с фазоинвертором, труба которого была выведена назад. Соответственно просто повесить на стену их было нельзя. Но,кто ищет,тот всегда найдет. Нашел и я. Находкой стали кронштейны израильской фирмы «Barcan»: изделие качественное( производитель даёт пожизненную гарантию при соблюдении правил эксплуатации) и оригинальное.

И вот JBL Nortridge E20 я разместил на этих кронштейнах. На них же потом стояли и «Фокалы»-зачеми использовать их крепления если уже есть готовые?

Кстати с приобретением Focal JM-Lab я и ресивер обновил. Это была последняя попытка «усидеть на двух стульях». Место «Пионера» занял «Кембридж» и хотя он и правда оказался музыкальнее, но не настолько, чем даже аналогичный по цене стереоусилитель.

Ресивер Cambridge 640.Фото автора.
Ресивер Cambridge 640.Фото автора.

Наверное это и стало началом конца.То есть больше я в сторону многоканала не смотрел. К тому же я понял что и мне в первую очередь интересно музыкальное видео, а оно и в стерео прекрасно. Да,существуют ещё и релизы с 5.1 звуком на SACD,DVD-Audio,BluRay-Audio, но для их полноценного прослушивания надо иметь пять одинаковых полнодиапазонных АС, а не то,что предлагают в основной массе. К тому же это дорого и требует места,а у меня все конфигурации выстраивались на площади в 16,18,20 м2.Поэтому у меня никогда не было мыслей по поводу 7.1 , 9.1 и т.д. Всё это имеет смысл в соответствующем объёме. Да и контент имеет значение.Может кому-то и нравятся блокбастеры и я ничего против не имею.Но сам я пришёл к пониманию того,что 90% подобного «кина»- для одноразового просмотра.Просто за последние 20 лет едва ли наберется десяток фильмов(в категории блокбастер) которые мне хочется пересматривать.А навскидку - ну пять-шесть наверное назову. «Перл-Харбор», «Троя»( до сих пор помню как один из приятелей инстинктивно уворачивался от летящего в его сторону копья когда первый раз смотрел этот фильм с многоканальным звуком-вот она «Волшебная сила искусства»(в данном контексте-технического)), «Спасение рядового Райана», «Тринадцатый воин», «U-571» -а дальше надо уже память напрягать.Что же касается обычного кино, то там многоканальный звук не актуален- и в стерео всё прекрасно воспринимается. И вот с учётом всего вышеизложенного я посчитал для себя так: лучше я деньги,вырученные от продажи ресивера и многоканальной акустики вложу в улучшение своей стереосистемы, чем буду вести «войну на два фронта» без особого успеха и там и тут. Но это лишь моя ситуация и моё мнение. Тем же,кому позволяют финансы и место,а главное если имеется желание - можно поступать так, как этот человек считает единственно верным.

А в заключение хочется сказать ещё несколько слов об источниках для ДК. После первого DVD-проигрывателя LG DVD 3200P, у меня был DVD-проигрыватель “Shinco DVP-310” (интересно,помнит ли ещё кто-то эту марку? А ведь ещё лет 15 назад она была популярна как и ВВК), затем был DVD-проигрыватель LG DKS-6100B главной фишкой которого был диск-караоке на 3000 песен с микрофоном и альбомом в комлекте. Был DVD-проигрыватель Pioneer DV-610AV-S - первый,с разъёмом HDMI. Затем был (и есть до сих пор) BluRay - проигрыватель Cambridge BD650 и мой главный «универсал» - Pioneer DV-AX10. Но сегодня аппараты работающие с физическим носителем уже не в тренде. Сетевые и медиа-плееры, телевизоры со смарт-ТВ и просто компьютер с разным успехом служат заменой того, что уже спустя 10-15 лет постепенно становится ретро. Ну и пусть. Ведь времени ход не остановить. Главное чтобы это время созидало, а не разрушало.

В процессе. Ориентировочно 2010 год. Фото автора.
В процессе. Ориентировочно 2010 год. Фото автора.