Темой свежего выпуска противовирусного подкаста WHAT THE FACT стали события в Кыргызстане, где после парламенстких выборов 4 октября начался передел власти.
На прямой связи с командой проекта «.три.точки. Знай, что смотришь!» - журналист «Радио Азаттык» Адилет Бектурсунов, редактор, автор kloop.kg Айдай Иргебаева и юрист «Института Медиа Полиси» Алтынай Исаева.
Мы поговорили с экспертами о ситуации в республике и о положении журналистов, которые работают в поле в сложившихся условиях: как обеспечивается их безопасность, в чем сложности в доступе к информации и что будет со свободой слова в Кыргызстане.
Айдай Иргебаева
Наутро после митинга мы увидели множество чиновников, которые сами себя назначили на должности. Мы на страницах своего издания не можем называть их по этим чинам и должностям, так как не соблюдались процедуры, необходимые для назначений.
Наши редактора написали обращение к коллегам, что мы должны следовать соблюдению легитимности.
Мы выпустили несколько статей с юридическим упором на эту ситуацию. Сейчас у нас есть возможность соблюдать законность и нам бы хотелось, чтобы наши коллеги не употребляли термины, которые поощряют незаконность.
Из обращения руководства «Клоопа»:
Сейчас — в период неразберихи и хаоса — на нас ложится важная миссия, потому что именно в этот момент СМИ обладают силой легитимизировать или не легитимизировать новые власти Кыргызстана. Сейчас от нас во многом зависит, кто будет считаться законно назначенным, а кто — нет.
...
От вас — от ваших формулировок в текстах и принципиальной редакционной позиции — сейчас зависит то, как люди будут относиться к этим самоназначениям. Задайтесь вопросом, готовы ли вы называть кого-то и.о. министра или и.о. мэра, если он не был назначен должным образом? А вы готовы потом нести ответственность за то, что легитимизировали этого человека и его решения?
Алтынай Исаева
Уже в день выборов фиксировались первые случаи воспрепятствования деятельности журналистов, но никакой реакции со стороны правоохранительных органов не было. В день выборов, к примеру, в Оше задержали тех, кто препятствовал работе журналистов «Клоопа», но что с ними стало и были ли применены какие-то меры, неизвестно.
В первый день протестов журналисты днем могли беспрепятственно работать, ближе к вечеру к ним начали применять агрессию и насилие. Пострадали журналисты 24.kg, Kaktus Media, «Клоопа» и «Настоящего времени». Была попытка кинуть камень и шумовую гранату в журналиста Vesti.kg.
Когда консолидировались разные силы и появились попытки самостоятельного назначения на разные должности, неизвестные не пускали журналистов, которые пытались попасть на заседания этих групп, парламента, координационных советов.
Журналист — это гражданин своей республики, его безопасность должно обеспечивать государство. Все описанные факты — это противоправные действия. Попытку выстрела можно расценивать как покушение на жизнь, отбор телефонов, камер — это грабеж. Есть также ответственность за воспрепятствование деятельности журналистов. Если эти случаи останутся без внимания, это будет и дальше порождать такие действия.
Медиасообщество сделало заявления по этим фактам, но мы понимаем, что внимание власти сейчас направлено на другие проблемы, и мы не должны оставлять это без внимания, мы должны требовать, чтобы по этим фактам проводилась проверка и привлекались виновные.
Изначально идея протеста была в том, чтобы добиться отмены результатов выборов, но позднее ситуация поменялась, появились группы, которые начали отстаивать свои интересы, самовольно назначать своих представителей на посты.
С правовой точки зрения — это полный правовой нигилизм у большей части общества. Люди не задумываются, что все должно быть по закону, чтобы от этих самовольных решений не было последствий. Парламент мог бы собрать коалицию большинства и назначать временное техническое правительство, которое могло бы исправить ситуацию. ЦИК имеет право по конституции назначить выборы, но никто не хочет в рамках закона вернуться в правовое русло
Свобода слова и свобода действий отвоевана нашим обществом, и любое посягательство на эту сферу очень резко воспринимается гражданским обществом.
Сейчас увеличивается количество комментариев с фейковых аккаунтов, которые продвигают позицию отдельных групп, которые пытаются легитимизировать свою власть. Пользователи в соцсетях не фильтруют информацию, не задумываются о том, что надо отделять утверждения от оценочных суждений, у многих из них отсутствуют зачатки медиаграмотности. Аудитория это все впитывает, в том числе и провокационные сообщения.
Адилет Бектурсунов
В Кыргызстане не произошла революция и смена власти. Прежний парламент и прежний президент и правительство продолжают действовать, но их кабинеты сейчас пустуют. Здесь больше вопрос с моральной стороны — насколько адекватно им сейчас оставаться на своих местах.
Сложно сказать, как долго продлится хаос. В нынешней ситуации журналистам сложно добывать достоверную информацию, в стране нет легитимной власти. Ссылаться на официальные власти пока журналисты не могут, в силу того, что эти органы не функционируют.
Мы работаем пока так: берем комментарий у определенного человека и ссылаемся при публикации на него. Официальные версии добыть сложно.
Я вижу два пути развития ситуации. Первый — через парламент назначить временное правительство народного доверия, которое придет на несколько месяцев, чтобы провести следующие выборы и все вернуть в правовое русло. На этот период нужен человек, который отвечал бы за то, чтобы бороться с мародёрством.
Второй путь — вмешательство международной организации, которая выступила бы объективным модератором. Все в стране сейчас требуют люстрации, а ее не произойдёт, потому что во власть рвутся одни и те же люди. Хотите начать люстрацию — начните с себя.
За последние пять-семь лет у каждого политика в Кыргызстане появилась собственная фабрика троллей, которые раскачивают ситуацию.
Остается только рассчитывать на критическое мышление граждан, которые постепенно учатся на собственных ошибках.
Нас ждет информационная война. Работы у журналистов будет очень много. Каждое издание будет перетягивать читателей на свою сторону, и информационное поле будет зависеть оттого, кто окажется более убедительным.
Подпишитесь на .три. точки. в социальных сетях