У детей , как показывают последние исследования , есть иерархия веры в вымышленных персонажей.
Ползучая осознание того, что Санта не существует, может стать переломным моментом - не совсем вступлением во взрослую жизнь, но определенно шагом в ее направлении.
Но «реальные» и «не реально» не только две категории , что дети , когда дело доходит до деятелей культуры, согласно новому исследованию в PLoS ONE . Вместо черно-белой модели Рохан Капитани и его коллеги предлагают «разумную иерархию» веры в различных фигур, обнаружив, что культурные обряды и нормы для этих фигур играют большую роль в ее создании.
Даже очень маленькие дети способны понять разницу между реальными и ненастоящими персонажами. Но есть различные факторы, которые могут убедить их в том, что фигура реальна: свидетельства других людей, например родителей; косвенные доказательства, такие как шоколадные яйца или деньги, оставленные под подушкой; прямые доказательства, такие как посещение торгового центра Санта; и участие в ритуалах - например, оставить печенье и молоко в канун Рождества.
Чтобы понять, как дети осмысливают и сортируют реальные фигуры от нереальных, исследователи сначала попросили 95 австралийских детей в возрасте от двух до одиннадцати лет оценить реалистичность 12 целевых фигур по шкале от нуля до восьми. Сюда входили как реальные люди (например, детская группа The Wiggles), так и вымышленные фигуры (например, Санта, единороги и Гарри Поттер), а также более неоднозначные фигуры, такие как инопланетяне и динозавры. Взрослые участники также ответили на те же вопросы в рамках отдельного исследования.
Результаты показали, что дети относились к фигурам как к одной из четырех групп. Вигглы и динозавры принадлежали к «практически реальной» группе; деятели культуры, такие как Санта-Клаус и Зубная фея, образовали вторую группу; двусмысленные фигуры, похожие на инопланетян, составляли другую; и в последнюю группу вошли вымышленные персонажи, такие как Питер Пэн и Губка Боб Квадратные Штаны. Взрослые же сгруппировали фигуры всего в три группы: реальные, ненастоящие и неоднозначные. Второе исследование с другой группой детей обнаружило аналогичную картину.
Как и предполагалось, эти группировки также соответствовали иерархической схеме: чем более культурно и очевидным образом поддерживалась фигура, тем больше вероятность, что ребенок поверит в их реальность. Неудивительно, что дети считали «практически настоящую» группу наиболее реальной, но они также считали, что деятели культуры более реальны, чем другие вымышленные персонажи. Это имеет смысл, если учесть количество «свидетельств» существования Санта-Клауса и Питера Пэна, например: оба являются вымышленными персонажами, но только один имеет высокие уровни косвенных и прямых культурных свидетельств, подтверждающих это. Вера в вымышленных персонажей также, как и ожидалось, с возрастом снизилась.
Однако одним из ограничений исследования было то, что дети также могли не понимать, что на самом деле означает «настоящий». В случае с Санта-Клаусом многие дети могут знать, что он ненастоящий в буквальном смысле, но могли иметь опыт «встречи» с фигурой в костюме - 40% детей сказали, что видели Санту в реальной жизни, и столько же детей сказали, что видели The Wiggles, которые на самом деле настоящие. Динозавры, подобным образом , используется , чтобы быть реальным, что многие дети знают. Это знание могло повлиять на результаты.
Ритуал здесь кажется ключевым фактором. Санта и Зубная фея, как фигуры, используемые для обеспечения нормативного поведения, имеют вокруг себя огромное количество церемоний, как положительных, так и отрицательных - удовольствие от получения денег под подушку или подготовки к Рождеству, и угроза того, что веселье может быть устранено, потому что плохого поведения.
В будущей работе можно будет изучить участие в ритуалах и то, как различные эмоциональные состояния и взаимодействия влияют на иерархию верований детей, а также возможные культурные различия в таких ритуалах.
- Детский пантеон: иерархическая структура детских убеждений в реальных и нереальных фигурах.
Эмили Рейльнольдс .