В некоторых образовательных системах считается, что детей не надо учить правильно рисовать. Дескать, непосредственное восприятие ребёнка ценней, чем умение рисовать правильно. К сожалению, этот подход активно внедряется в художественное образование детей. И мы во множестве видим примитивные рисунки, не приносящие ни пользы, ни развития их авторам.
Такой подход хорош только тогда, когда ребёнок знакомится с красками, их свойствами и способами их использования. Педагог или родитель показывает малышу, как пользоваться кистью, как её мыть, как наносить краски на бумагу. В этом случае не имеет значения то, что именно нарисовано. Ребёнок изучает процесс. Но это – один короткий мастер-класс.
Какие же теоретические знания необходимо дать ребёнку в ходе занятий рисованием?
1. Расскажите ребёнку про пропорции. Объясните, что одни предметы больше, чем другие. И что дерево больше человека, а цветок – меньше. Так ребёнок узнает про разницу величины и научится сравнивать предметы между собой. И это знание разовьет у юного художника глазомер и зрительную память.
2. Научите ребёнка работе с цветом, объясните, что такое – основные цвета и как их смешивать, чтобы получить другие оттенки. Так вы начнёте развивать у маленького человека цветовосприятие и умение видеть красоту окружающего мира. Также это развивает интерес к эксперименту и познанию. Ведь это так увлекательно: смешиваешь желтый и синий, а получаешь зелёный!
3. Покажите, как лучше компоновать отдельные детали в общую композицию. Решите, что в рисунке главное и куда его поместить, как расположить дополнительные детали, чтобы было красиво. Это стоит сделать ДО того, как наш художник возьмется за рисование. Он должен вслух проговорить, что именно он будет рисовать и где расположит компоненты рисунка.
Итак, чему стоит учить малыша сразу же?
1. Понятию «величина» и умению сравнивать размеры.
2. Смешивать краски для получения новых цветов.
3. Заранее планировать композицию рисунка.