Найти тему

Александр Прокудин: как кавээнщик стал писателем

В своё время команда КВН «Рижские готы» стала настоящим открытием на музыкальном фестивале «Голосящий КиВиН-2010», который проходил на сцене юрмальского концертного зала «Дзинтари».

Её называли самым успешным кавээновским проектом Латвии. Увы, когда весёлые и находчивые вместе с Александром Васильевичем Масляковым покинули Рижское взморье, то со временем и «Рижские готы» канули в Лету.

Фото из личного архива Александра Прокудина
Фото из личного архива Александра Прокудина

Попал в «100янов шоу»

Тем не менее создатели команды продолжают действовать. Это касается и многолетнего редактора Лиги КВН «Рига» Александра Прокудина, который сегодня в Латвии больше известен как ведущий радиостанции SWH+.

А еще он работает в авторской группе знаменитого юмориста Юрия Стоянова: пишет скетчи для его передачи «100янов шоу». Более того, как выяснилось, неутомимый рижанин подписал договор с престижным издательством «ЭКСМО», который считается лидером книжного рынка России.

«Рижские готы» просто разошлись

- Александр, интересно, как вы стали кавээнщиком? Наверное, была какая-то школьная команда?

- Нет, когда мы начинали, команд в школах еще не было. Ни в одной. Было несколько университетских. Сам я в 93-м году закончил РАУ - Рижский авиационный университет.

Там все и началось. Там и продолжилось... Сначала у нас была команда КВН «Туристы из РАУ», потом - «Даугавпилсские ангелы», затем - «Улётчики ТСИ». А “чёрная” вишенка на этом торте - «Рижские готы».

"Рижские готы" в Высшей лиге КВН в Москве. Из архива Александра Прокудина
"Рижские готы" в Высшей лиге КВН в Москве. Из архива Александра Прокудина

- А куда «Готы» пропали? Развалились?

- Нет, просто разошлись. Этот проект стал стоить слишком много денег и нервов, как любое большое дело. Потом многие занялись стендапом.

Кто-то стал свадебным ведущим. Ну а Женя (Евгения Фреймане по кличке Особь — Прим. Д.М.), наша фронтвумен, просто путешествует, живет в свое удовольствие.

- Куда ушли вы?

- А я вместе с соавтором Сергеем Братарчуком продолжаю сотрудничать с другими командами Высшей лиги КВН: «Триод и диод», «Кефир», «Азия Микс», «Саратов», «Татнефть» и так далее.

В основном нам заказывают песенки. Ведь «Рижские готы» прежде всего были музыкальной командой. С тех пор у нас набита рука на рифмованный юмор.

Отмечу, что в 2014 году в составе команды КВН «Союз» мы даже стали чемпионами «Вышки». Причем я победил не только как автор, но и как игрок: в финальной игре вышел на сцену с небольшой ролью – в качестве «состарившегося» Айдара Гараева.

- В общем, ни на радиоведущего, ни на писателя вы не учились?

- Нет. Я ведь по образованию авиационный инженер-механик. Хотя парадокс в том, что в авиации не приработал и дня. Когда закончил вуз, на тот момент в Латвии подходящих вакансий попросту не оказалось.

Пришлось заняться другим. Писал в рижские газеты, а через КВН вместе с товарищами попал на радио. Скажем, Иорен Мачис из «Даугавпилсских ангелов» до сих пор ведет на SWH+ субботнюю передачу «Охотники за одеялами».

Из архива Александра Прокудина
Из архива Александра Прокудина

Вырос на творчестве Стоянова

- Как вы попали в «100янов шоу»? Юрию Стоянову тоже понадобились рифмованный юмор и песенки?

- Если песенки смешные, то почему бы и нет? Он и сам прекрасно поет! Но больше ему нужны скетчи. А в качестве авторов в «100янов шоу» нам с Сергеем Братарчуком предложил поучаствовать режиссер и сценарист Шабан Муслимов - капитан легендарных «Махачкалинских бродяг».

В итоге всё получилось. Рейтинги, насколько мне известно, у передачи замечательные. Вообще, это само по себе очень приятно: работать с артистом, на творчестве которого сам когда-то вырос.

- Наверное, можно сказать, осуществилась ваша заветная мечта?

- Совершенно верно! Причем мечта у меня осуществилась вовсе не единственная, если еще считать и чемпионство в КВН, и работу на радио, и двух собственных детей, да и выпуск книжек. Мечты, я считаю, на самом деле сбываются: и я – живое тому доказательство.

Пусть и несколько позднее, чем хотелось бы. У меня задержка тут довольно значительная: думаю, лет так 7-8. Но как есть... В любом случае, я очень рад той судьбе, которую проживаю. Кайфую от нее каждый день.

Фото из архива
Фото из архива

Первый опыт

- Как вы решились написать свою первую книгу? Многие об этом мечтают, но долго раскачиваются...

- Тут свою роль сыграло своеобразное стечение обстоятельств. Лет десять назад у меня и в мыслях ничего такого не было. Но я всегда старался держать нос по ветру.

Рыскал в поиске родственных душ. Была мечта создать некий авторский коллектив, который смог бы брать на себя серьезные задачи. Так я познакомился со Славой Сэ (латвийский писатель Вячеслав Солдатенко — Прим. Д.М.).

Мы работали вместе над несколькими московскими заказами, одновременно пытаясь придумать что-то исключительно свое, что потом можно будет продать за бешеные деньги.

25-летие SWH+. В студии радио с многолетним эфирным напарником
Андалуcия, город Ронда. Встреча двух писателей и другом Иореном Мачисом. Из архива Александра Прокудина
25-летие SWH+. В студии радио с многолетним эфирным напарником Андалуcия, город Ронда. Встреча двух писателей и другом Иореном Мачисом. Из архива Александра Прокудина

- С успехом?

- Как сказать… Но время провели хорошо! Придумали немало чего... Но многое так и лежит в наших компьютерах, в папочках «Безнадега» и «И о чем мы только думали».

Один из этих проектов лично мне стало как-то жалко бросать. Эту детективную историю изначально нам заказали для российского Первого канала.

Мы довольно-таки далеко по ней продвинулись, пока не поняли, что никому это не нужно. Очень частая ситуация среди наемных авторов, на самом деле.

Закончилось все тем, что Слава Сэ вернулся к своим книгам, которых ждали и читатели, и издательство, а я из спортивного интереса решил попробовать то, чего никогда не делал раньше, то есть написать не отдельные репризы, песенки или скетчи, а нечто похожее на настоящую большую историю. И меня это дико увлекло!

В итоге я погрузился с головой, работал, не вставая, по десять часов. Так появилась первая книга «Взломать Шамана» - о приключениях программиста-фрилансера Ивана Черешнина, который под давлением обстоятельств вынужден был стать частным детективом, противостоящим изощренному, наглухо сошедшему с ума маньяку. И все это с юмором.

Андалуcия, город Ронда. Встреча двух писателей. Из архива Александра Прокудина
Андалуcия, город Ронда. Встреча двух писателей. Из архива Александра Прокудина

Гонка детективов

- С юмором о маньяке?

- Да, поставил себе такую задачу – чтобы было и страшно, и смешно одновременно. Но «Шаман» вышел к читателю не первым, кстати. Его обогнал другой мой детектив - «Комбинация Бруно». Я писал его параллельно, собрав сюжет из трех самостоятельных новелл.

Было чрезвычайно интересно увязывать между собой все детали. В итоге получилась, как мне кажется, весьма бойкая, динамичная история о голливудских продюсерах и сценаристах, любви, деньгах и корпоративном коварстве.

- Ого! Наверное, непросто писать сразу две книги...

- Для меня как раз наоборот. Мне вообще нравится переключаться. Это лучший отдых. В течение дня я обычно работаю над тремя-четырьмя разными проектами.

Скажем, КВН, контент для радио, книжки, стихи, песни... А часто, садясь за ноутбук, вообще не представляю, чем именно займусь...

Например, сейчас одновременно пишу научно-фантастический триллер, а также продолжение истории Ивана Черешнина и еще один большой детективный рассказ.

Параллельно дорабатываю два сборника рассказов: один - юмористический, другой – детективно-романтический. И при этом думаю: не пора сгенерировать что-то еще? Силы-то есть.

Скажем, может, переформатировать уже написанное в пьесу или в киносценарий? Или даже в мюзикл! В общем, меня постоянно кидает из стороны в сторону. Но иначе становится отчаянно скучно.

Передача опыта младшему поколению: в детской телерадиоакадемии KIDS TV с лекциями о радио и написании сценариев. Из архива Александра Прокудина
Передача опыта младшему поколению: в детской телерадиоакадемии KIDS TV с лекциями о радио и написании сценариев. Из архива Александра Прокудина

Написал самому Тилю Линдеманну

- В любом случае, наверное, важно, чтобы на выходе был гонорар...

- Желательно! Даже очень... Хотя, честное слово, конкретный результат для меня не всегда важен. Скажем, недавно написал концепт-сценарий музыкального клипа и отправил его... самому Тилю Линдеманну – прямо в “Рамштайн”.

Зачем? Ну, просто прикольно было писать, понимая, для кого это и куда потом отправится. Честно говоря, ответа даже не жду. То есть после нажатия кнопки send (“послать”) этот гештальт для меня закрылся. Я уже кайфанул!

Отчасти схожая ситуация была и с книгами. Я выкладывал их и на “Литресе”, и в “Самиздате”, но без особых надежд на печатное издание. Я вполне отдаю себе отчет в том, сколько людей сейчас пишет: десятки тысяч!

Всех не прочитают и, тем более, никогда не напечатают. Чтобы хотя бы в электронном виде состоялся выход на значимую аудиторию, должны срастись очень многие обстоятельства.

Москва. В жизни творческого человека все вверх ногами. Из архива Александра Прокудина
Москва. В жизни творческого человека все вверх ногами. Из архива Александра Прокудина

Чудеса случаются!

- А в издательства не обращались?

- Разумеется, обращался. Как и другие пишущие, штурмовал их вовсю, потому что других алгоритмов просто нет. Но тут и вовсе очень маленький шанс на успех.

Если бы не пандемия, то, возможно, дело бы и не продвинулось вовсе. Но в самый ее разгар я закончил очередную книгу - «Сокровища Анны Моредо». Кстати, моя любимая на данный момент.

“Залил” ее на «Литрес» ко всем остальным, а также по привычке отправил по Интернету во все известные мне издательства. Заодно повторно отослал и «Взломать Шамана», написанного четыре года назад. И - о чудо! Буквально через час мне ответили из издательства «ЭКСМО».

Мол, «Шаман» нас заинтересовал, предлагаем договор на электронную версию. Я тут же послал по второму разу “Комбинацию Бруно” и «Взломать стихии» - вторую книгу о детективе Черешнине. Их тоже сразу приняли.

С женой Ольгой - творческая командировка: путешествие по Андалуcии, сбор впечатлений и материала для книги «Сокровища Анны Моредо». Из архива Александра Прокудина
С женой Ольгой - творческая командировка: путешествие по Андалуcии, сбор впечатлений и материала для книги «Сокровища Анны Моредо». Из архива Александра Прокудина

- Ничего себе. Что случилось? Издательству в эпоху пандемии нечего стало печатать?

- Думаю, дело элементарно в галочке, которую я поставил в интернет-анкете: «Мужская остросюжетная проза». До этого галочку я ставил на строчке «Иронические детективы».

Так я описывал свои произведения ранее. Вероятно, книги берут в разработку по жанровой потребности, по какому-то плану в цифрах – других объяснений у меня нет.

В итоге мы списались с «ЭКСМО», и сейчас со мной заключен договор на все четыре книги: создали из них серию «Преступление в большом городе».

Для меня это большой шаг вперед. Если продажи в Интернете себя оправдают, книги ждет и печатная версия. Очень хочется, чтобы это произошло.

Конечно, как автор я к себе не объективен, но, на мой взгляд, истории классные. Хочется познакомить с ними как можно больше читателей.

- Как я понимаю, у вас свой небольшой юбилей: написали уже 5 книг.

- Да. Хотя пятую книгу от «ЭКСМО» я пока “прячу”. Она называется «Четыре шоу Миранды Мор». Уже опубликована и на «Литресе», и в «Самиздате».

Ее можно оттуда спокойно скачать. Это уже не детектив, а зомби-фантастика. Захотелось попробовать другой жанр. Ничуть не жалею. Я и тут получил массу удовольствия.

Сейчас размышляю, не превратить ли ее в пьесу? Труппа Рижского русского театра имени Чехова в роли моих зомби. Будет потрясающе, уверен!

- Благодарю за беседу. Желаю творческих успехов!

Давайте дружить! Ставьте лайки и подписывайтесь! Читайте другие материалы на канале "Статьи Дмитрия Марта"!