Часть первая. Бхаратнатьям.
История индийской танцевальной драмы насчитывает более 2000 лет и опирается на трактат Настьяшастра ( букв. трактат о ритуальном представлении), авторство которого приписывают ведийскому мудрецу Бхарату Муни. Трактат подробно описывает принципы танцевальной драмы (Натьи) и имеет статус откровения в индуисткой традиции.
В отличие от европейского понимания танца, натья включает в себя вокальное сопровождение и мимическое выражение эмоций, что остается ее неотъемлемой частью.
Вплоть до начала 20 века натья исполнялась во время религиозных мистерий и праздников храмовыми танцовщицами - девадаси ( букв. слуга бога). Девадаси представляли собою отдельную касту храмовых танцовщиц.
Бхаратанатьям, один из видов натьи, - сакральный индийский танец.
Он зародился в южной Индии на территории современного штата Тамилнад.
Исполнялся девадаси исключительно в ритуальных празднествах вплоть до 20 века. Представление состояло из нескольких частей.
1. Пушпанджали ( букв. приветствие цветами).
Девадаси обращается к богам, учителю и зрителям, совершая символическое подношение цветов. Играет роль вступления.
2. Аларипу. (букв. распускающийся бутон).
Эта часть выступления содержит только нритту - движения тела.
Аларипу - это танец вступление, просьба к богам о благословении на танец. Эта часть повторяется 4 раза - лицом в каждую сторону, что бы все зрители могли видеть одинаково хорошо.
3. Джатисварам.
Третья часть выступления. Включает в себя непосредственно ритмичный танец.
Сначала певец повторяет композицию из слогов (джати) и танцовщица повторяет мотив с помощью пластики. Затем следует около 5 мелодий, которые сопровождаются танцем.
Сложность и скорость движений увеличивается от части к части.
4. Шабдам.
В этой части танцовщица демонстрирует искусство абхиная - мастерство передачи эмоций и повествования с помощью мимики и пластики. Шабрам сопровождается вокальным повествованием с включением джати.
5. Варнам.
Центральная часть бхаратнатьяма. Девадаси танцует под речетатив и передает лирическую историю с помощью пластики и пантомимы (абхинаи).
В основе сюжета обычно лежит история о влюбленной девушке, и ее единение с возлюбленным имеет аллегорический смысл слияния с божественным началом.
6. Падам
Мелодичная композиция, следующая часть бхаратанатьяма, повествуюшая о жизни Кришны. В падаме так же используются как нритта, так и абхиная.
7. Тилана.
Энергичный и быстрый танец, положенный на постоянно меняющийся ритм. Сопровождается однообразным повторением звуков и не несущих смысловой нагрузки слов. Во время тиланы танцовщица полностью раскрывает умение владеть своим телом.
8. Шлокам.
Во время этой части выступление танцовщица произносит хвалебную речь на санскрите, обращенную к богам. Иногда после нее следует мангалам - благопожелание. А так же намаскар: приветствие и прощание.
Брахатнатьям - восхитетельное зрелище, раскрывающее зрителю глубокий смысл сакрального танца.
С приходом англичан это искусство претерпело принижение своего статуса в глазах колониальных завоевателей.
Однако с 20 века начало возрождаться вновь. Перестав быть исключительно храмовым танцем, бхаратнатьям начал свое шествие на Запад.
Танцовщицы, владеющие сакральным танцем бхаратнатьям, на Западе получили название "баядерки". Их искусство высоко ценилось и было увековечено в музыке, живописи и литературе.