Прошло всего несколько дней после осеннего равноденствия, а «тёмное время» суток уже заметно расширило «зону своего влияния» во всём северном полушарии. К примеру, над Саровом солнце перешло через небесный экватор 22 сентября в 16 часов, 30 минут, 17 секунд, а 30 сентября длительность дня в Сарове уже составляет 11 часов, 38 минут, 24 секунды. Разница между ночью и днём в 21 минуту и 36 секунд. Если верить науке, то по всей северной широте 54°56′08″ точно такая же история. Хотя нет, история у всех своя. А история Сарова так дважды особенная.
В 1786 году в Саровской пустыни Прохор Мошнин принял монашество и новое имя – он стал Серафимом. Прошло время, и его стали называть Старец Серафим или Серафим Саровский. Первое письменное упоминание о нём содержится в «Житие Серафима», которое появилось через 4 года после смерти Старца. Саровский иеромонах Сергий с 1818 года собирал и записывал свидетельства о двух Саровских подвижниках: Серафиме и Марке, а в 1837 году вывел в свет первый вариант жизнеописания старца Серафима. Казалось бы, что лучшего памятника хорошему человеку, и быть не может, ан нет. Житие стало только постаментом.
В 1839 году вышло «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка», в которой схимонаху Марку были посвящены первые 10 страниц, а остальные 64 страницы — «Духовные наставления отца Серафима».
В 1841 году за подписью иеромонаха Сергия вышло «Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника». Редактором «Сказания» значился митрополит Филарет.
В 1844 году вышло более подробное сказание о старце Серафиме. Настоятель Николо-Борской пустыни Георгий сначала взялся только подредактировать текст, но после добавления эпизодов о зверях, приходивших к Серафиму, об умножении им еды и о явлении ему Богородицы, неожиданно стал автором произведения.
В 1849 году иеромонах Нижегородского Печерского монастыря Иоасаф издал ещё более подробные сказания.
В 1850-х годах появилась книга, где вновь были объединены сказания о старцах Серафиме и Марке.
В 1863 году по заказу Саровского монастыря на основании неожиданно обнаруженных «архивных документов и рассказов очевидцев», вышло самое полное изображение жизни и подвигов старца Серафима. Автор этого труда проявился только к пятому изданию. И скрывали его не случайно. Н.В.Елагин был давно известен своими елейно-благочестивыми и возвышенно-патриотическими вставками в тексты и бесцеремонным перекраиванием исходных материалов. Это, естественно, многим не нравилось, но, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет, и церковники опять воспользовались его услугами.
Общими усилиями меньше чем за 30 лет было написано 7 книг о Преподобном Старце Серафиме Саровском. Суммарный тираж не известен, но яркий образ чудотворца был сформирован и накрепко внедрён в общественное сознание.
Первый документ, указывающий на идею официальной канонизации, датирован 27 января 1883 года. Незадолго до коронации Александра III заинтересованные люди сделали попытку склонить его к канонизации Серафима Саровского.
Ему предложили «ознаменовать начало царствования открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника, которого молитвы и при жизни его были действенны, тем более теперь они будут благопоспешны для великого государя, когда Серафим предстоит перед престолом Всевышнего в лике серафимовском».
Но обер-прокурор Святейшего Синода, имеющий сильное влияние на императора, не одобрил это предложение, и «крестоносцам» пришлось ждать другого случая. И не просто ждать, а закатать рукава сутаны повыше и максимально усилить пропаганду.
Бурная деятельность началась незамедлительно, и уже в 1894 году по инициативе настоятеля Саровской обители игумена Рафаила очередной раз было составлено подробное жизнеописание Серафима Саровского. В нём были отражены документально подтвержденные свидетельства 94 чудес подвижника.
Архимандрит Серафим получил доступ к архивам Дивеевского монастыря и собрал целый ворох различных сведений о жизни и чудесах Серафима Саровского. Замечу, что Дивеевский монастырь был женским, и там, "естественно" любого мужика встречали с распростёртыми руками и сразу же открывали доступ к нижнему белью. Но это не существенно.
Важно, что тёска Серафима Саровского систематизировал в хронологическом порядке свои "находки" и опубликовал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Но это ещё не всё. Архимандрит изловчился получить аудиенцию у Николая II и передать ему свой труд.
В ближайшем окружении Государя императора нашёлся человек, который назвал архимандрита Серафима «великим пролазой», но нашлись и люди, которые сделали его митрополитом Санкт-Петербурга. И ведь было за что - вопрос о канонизации сдвинулся с мертвой точки.
Справедливости ради, надо отметить, что на царскую семью оказывали влияние и другие «пролазы»: одни убеждали Романовых в том, что только благодаря молитвам Серафиму Саровскому, их 7-летняя дочь получила исцеление, другие пророчили рождение долгожданного наследника после канонизации Старца Серафима.
Всё это, конечно, сыграло свою роль, и в кабинете царя даже появился большой портрет – образ Серафима Саровского, но есть устойчивое мнение, что Николай II хотел использовать канонизацию Серафима для решения глубинных внутренних государственных проблем, которые разрывали империю.
Широкое почитание Серафима Саровского являлось точкой соприкосновения между простыми людьми, интеллигенцией и дворянством. И эту точку надо было использовать в качестве центра окружности, которая объединила бы всех христиан огромной державы.
Весной 1902 года обер-прокурор Святейшего синода был приглашен императором на семейный завтрак, за которым Николай II предложил уже через несколько дней предоставить указ о прославлении Серафима Саровского.
Победоносцев высказал возражение, но предложение царя тут же переросло в приказ. И как результат, в июле 1903 года при огромном стечении народа состоялись «Саровские торжества». Главная служба в связи с открытием мощей преподобного Серафима совершалась в день его рождения в присутствии императора и членов императорской семьи.
Круг был начерчен – по инициативе Николая II преподобный Серафим Саровский был канонизирован в 1903 году Святейшим синодом РПЦ. Для завершения шедевра оставалось нанести последний штрих. Им стало дополнение к перечню поучений преподобного старца Серафима Саровского.
Основанием для этого послужили записки помещика Н.А.Мотовилова, которые случайно нашёл новый владелец его имения. Нашёл и сразу же издал в том же 1903 году. Бывает же такое! Достоверность этих записок и их отношение к преподобному Старцу оспаривается до сих пор, тем самым подсвечивая образ чудотворца и не давая ему погрузиться в темноту забвения.
И ведь сработало! Конечно, в совокупности со многими другими факторами, но сработало: Мощи Серафима Саровского «обрели вторую жизнь», 17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об очередном открытии Успенской Саровской пустыни, а в сентябре 2007 года впервые совершён молебен преподобному Серафиму как покровителю ядерщиков.
Ядерная тематика – это, вне всякого сомнения, ещё одна яркая страница в истории Сарова, но только не понятно, какое отношение к ней имеет Серафим Саровский. Хотя, физики всегда любили пошутить, и их мудрёные шутки соответствуют их нестандартному мышлению.
Может быть, и в этот раз они усмотрели какую-нибудь смешную взаимосвязь между Серафимом Саровским и Лаврентием Берией, между покровителем ядерщиков и куратором советской ядерной программы? Ведь ещё Пушкин писал: -
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А чего это я собственно докопался до ядерщиков? Ведь это же не ядерщики сами к себе, а именно церковники прицепили к ним своего доморощенного чудотворца, разъясняя «неучам», что Серафим по - древнееврейски означает «пламенный». То есть, он практически ваш коллега.
Вот хитрецы какие! Усмотрели огненную аналогию Серафима с ядерным оружием и решили присосаться. Вы, ядерщики, создали ядерный щит, а теперь делайте ядерный меч и будьте уверены, что Серафим вас не оставит без своего покровительства, ну а мы будем неустанно молиться за вас.
Ну а поскольку мы его раскручивали 66 лет, а вы бомбочку – то свою сделали меньше чем за 30, то милости просим в церковь. С пожертвованиями. И не скупитесь. Не оскудеет рука дающего.
Знали бы вы, горлопаны, во сколько встала стране эта бомбочка, сразу бы прыти у вас поубавилось. Работы по делению ядра начались в СССР с самого начала 20-ых годов прошлого века. В ноябре 1921 года уже был основан Государственный физико технический рентгенологический институт, а с началом 1930-х годов ядерная физика стала одним из основных направлений отечественной физической науки. Советские физики в этот период вплотную подошли к теоретическому решению урановой проблемы, но война вынудила их остановиться.
О создании атомной бомбы пришлось серьёзно задуматься во второй половине 1942 года, когда разведка сообщала о том, что Германия, Англия и Соединённые штаты активно работают над созданием оружия невиданной мощности. Про то, что такие же работы ведутся и в Японии, тогда ещё не знали.
Первый этап атомного проекта СССР был подготовительным, и его начало ознаменовалось Распоряжением государственного комитета обороны (ГКО) № 2352 от 28 сентября 1942 года «Об организации работ по урану», а уже 10 марта 1943 года Сталин назначил научного руководителя работ по использованию атомной энергии в СССР. В условиях кровопролитной войны необходимо было осознать необходимость и возможность создания атомной бомбы.
Перейти ко второму, решающему этапу атомного проекта СССР вынудили американские бомбардировки японских городов в августе 1945 года. В Советском союзе были приняты чрезвычайные меры для форсирования работ по атомному проекту. 20 августа 1945 года Сталин подписал Постановление государственного комитета обороны (ГКО) № 9887 «О Специальном Комитете при ГКО».
Председателем Комитета был назначен заместитель председателя Совета Народных Комиссаров, член ГКО Лаврентий Берия. На Комитет, помимо ключевой задачи организации разработки и производства атомных бомб, была возложена организация всей деятельности по использованию атомной энергии в СССР.
9 апреля 1946 года было принято закрытое постановление Совета Министров СССР о создании конструкторского бюро для разработки конструкции атомной бомбы. Сверхсекретный объект КБ 11 разместили на территории бывшего Саровского монастыря. Сейчас это Российский Федеральный ядерный центр ВНИИ Экспериментальной физики.
К январю 1949 года был отработан весь комплекс конструкторских вопросов по первой атомной бомбе, а в 7 часов утра 29 августа 1949 года состоялось первое испытание советского атомного оружия. Испытание прошло успешно, и казалось, что появился шанс достичь ядерного паритета.
Но надежды не оправдались, и паритета нет до сих пор. А количество ядерных боеголовок и их мощность возросли многократно. Хотя за последние годы, если верить высшему руководству страны, появилось преимущество в средствах доставки, но обстановка продолжает накаляться. Видимо плохо мы молимся преподобному Серафиму Саровскому, а может быть, и не его надо просить о помощи.
Вот чем плох, к примеру, Бог огня, кузнечного дела и семейного очага? В ведийские времена его называли даже отцом Бога Солнца потому, что Он сам является источником огня и его повелителем. Имя Сварога можно встретить довольно часто. Например, в Ипатьевской летописи написано: «Некогда царствовал на земле Сварог, высочайшее существо, отец света, научивший человека брачным связям и искусству ковать».
Скорее всего, каждый слышал словосочетания Ночь Сварога и День Сварога. Возможно, это и не относится к теме, но накануне осеннего равноденствия некоторые отмечали Осеннее Сварожье. Именно в 18 часов 29 свентовита на календаре Руси наступило 7529 лето от Сотворения мира в Божьем храме. А вот ещё один привет от наших предков – Легенда о храме Сварога.
Когда-то недалеко от Смоленска в верховьях реки Сож на высоком холме среди дубовой рощи стоял храм Сварога. Это было четырехугольное строение из рубленых бревен священного дерева богов - дуба. Само святилище было двухэтажным, его украшала пирамидальная крыша, а по краям - четыре угловые маленькие пирамидки, и на каждой из них была маковка. Эти золотые маковки были символом огня и были изображены в виде двойной свастики. Внутри на первом этаже храма была библиотека, а на втором, под куполом, стояла пятиметровая позолоченная статуя самого Сварога.
На голове его был золоченый шлем, на шишаке которого сидел орёл - символ неотвратимой яростной победы. Тело его было покрыто кольчугой с булатными золотой чеканки налокотниками, а поверх неё был чешуйчатый панцирь, в центре которого на стальном зерцале отливала двойная свастика. На ногах кумира были кольчужные штаны с позолоченными наколенниками и сапоги с золотой насечкой.
Стоял кумир в воинских доспехах. В его правой руке был остро оточенный огромный булатный меч, а на ладони согнутой левой руки стояла статуэтка - серебряная красавица с золотыми косами в жемчужном кокошнике и в вышитом русском льняном сарафане. Она улыбалась и протягивала руки к парящему под куполом крылатому духу Великого Рода. Это было олицетворение милой и прекрасной Руси. Так было до последнего дня, до того как произошли трагические события.
После погромов в Смоленске наемное христианское войско Владимира Красно-Солнышка подошло к храму Сварога. Это была двадцатитысячная армия, состоящая в основном из датчан, шведов, моравов и поляков. Во главе её был воевода Путята, который знал, что храмовый комплекс защищают не более трехсот воинов.
Имея численный перевес и надеясь на хорошее вооружение своих воинов, Путята потребовал от жрецов и витязей - хранителей открыть ворота их деревянной крепости. И когда ему ответили отказом, воевода решил
штурмовать святилище и взять храм силой.
Каково же было его удивление, когда на стенах храма он увидел не триста защитников, как ожидал, а более тысячи, и каждый их них стоил десяти его лучших воинов. По отличительным знакам Путята определил воинов из залитых кровью Киева, Полоцка, Смоленска, Новгорода и других непокорных городов, в которых уже побывал равноапостольный князь Владимир.
Это не остановило воеводу, и он двинул свое войско на приступ. Ни один из защитников храма не дрогнул перед огромной армией. Со стен полетели стрелы, и каждая из них попадала в цель. Сотни приставных лестниц были сброшены со стен крепости, тысячи воинов нашли свою смерть на дне глубокого рва.
Когда тяжёлым тараном враги всё-таки сломали крепкие запоры и пробили ворота храма, его защитники вышли навстречу захватчикам.
Ощетинившись копьями, рыцари пытались достать легких и подвижных воинов, но они уворачивались и пробивали их тяжёлые доспехи секирами и боевыми топорами.
Растущая гора трупов всё надёжнее перегораживала вход в храм, и
витязи-хранители, попирая тела врагов, пробивали шлемы нападающих ударами своих харалужных мечей. Бой длился трое суток, и никто не знал отдыха. Даже кони падали от усталости, а армия всё продолжала наступать.
К вечеру третьего дня осаждающие увидели, как на стены крепости взошли волхвы в белых чистых праздничных одеждах. Они сжимали рукояти мечей и секир, а рядом стояли женщины и дети. У них в руках тоже было оружие. Вздрогнули христиане от увиденного и поняли, что эти «язычники» не просто готовы умереть, но они идут на смерть как на самый большой и светлый праздник в своей жизни.
Замерли враги, остановился штурм. Испугался даже сам воевода Путята. Но не мог он уйти, не выполнив приказа. Не мог он уйти, не предав огню всех кумиров из храма, включая статую самого Сварога, облаченного в воинскую справу, а также книги и венчающие храм золочёные свастики.
Но самое главное, не мог он уйти, не взяв для князя серебряное изображение молодой красавицы Руси. Хотел Владимир - Ясное солнышко под пение христианских гимнов снять с неё все одежды с солнечной символикой и потом её, обнажённую и беззащитную, переплавить на серебряные гривны - символ новой христианской Руси.
Боялся Путята гнева княжеского и казни лютой, вот и обратился он к верховному жрецу Сварога - Добросвету с предложением добровольно выполнить все требования в обмен на прощение убийства многих христианских воинов, сохранение жизни и свободы всем защитникам Храма и их семьям.
Молча, выслушали его предложение волхвы и жители, посмотрели сурово на своих врагов и, не долго думая, приняли решение. О надругательстве над нашими святынями не может быть и речи, но мы готовы вверить их судьбу Сварогу - Богу небесного огня. И за это вы позволите уйти из крепости всем женщинам и детям. Это первое.
И второе. Вашего прощения нам не надо. Придёт время и оно понадобиться вам самим. Бог Сварог - небесный законодатель и он отделит правду от кривды, когда закончится Ночь Сварога. А сейчас придётся самим разбираться.
Согласился Путята - деваться ему было некуда. Нужен был хоть какой-то шанс перед князем оправдаться. Подчиняясь приказу, расступилось вражье войско, но из крепости вышли только беременные женщины и малые дети, которые поддерживали под руки старых и немощных.
И как только они скрылись в дубраве из ворот храма в самый центр христианского войска ударил мощный клин, закованный в сталь и ощетинившийся копьями. Гимн Сварогу-победителю разнёсся по всей округе. Возглавлял это войско сам Добросвет. Молниеносно работая двумя мечами он рассекал шеренги христианской армии.
А как только вечернее солнце скрылось за тёмную грозовую тучу, и его свет померк, неожиданно вспыхнули все семь строений святилища.
Источник огня исходил из главного храма Бога Сварога. Вскоре загорелись и крепостные башни. Сильный ветер раздувал огонь и поднимал его до самого неба. А сверху гремел гром и сыпались молнии -
Сварог являл свою волю.
На земле постепенно слабело кипение страшной и жестокой битвы добра со злом - нанятые князем Владимиром датчане, моравы и шведы пришли в ужас от природной стихии, которую пробудил Сварог и, побросав оружие, бросились прятаться в дубравы и рощи.
Но не тут-то было. Им на встречу вышли все жители Русских лесов. Разъяренные волки, медведи, рыси и даже лоси и олени уничтожали всех чужаков, которые пытались прятаться в местах их привычного обитания. Там не было религиозного противостояния, но битва длилась всю ночь.
К утру христианское войско перестало существовать, а уцелевшие защитники храма, перевязав раны и напившись студёной воды, отправились на дымящиеся руины храма-крепости. Измученные, окровавленные воины, сняв шлемы и опираясь на мечи, поднялись на место, где ещё недавно стоял величественный храм Сварога - повелителя небесного огня.
Подойдя к пепелищу, они не поверили своим глазам - их встречала статуя Сварога. Его броня была обожена огнём и закопчёна дымом, но он бережно держал в руке красавицу Русь. Подойдя к потускневшему, но невредимому кумиру, верховный жрец Добросвет низко ему поклонился и, повернувшись к остолбеневшим от изумления воинам, сказал: - Посмотрите, братья, вот она - судьба милой нашему сердцу Руси.
Это великое знамение. Смотрите и запомните его на веки вечные. И пусть ваши дети расскажут своим детям, что видели их отцы, а их дети пусть расскажут своим детям. И пусть это передается тысячи лет! Пусть все русичи знают, что в пламене будущих времен Сварог всегда будет нести Русь на своих руках, защищая и храня её! А его меч отведёт от неё оружие тёмных сил! И после победы светлых сил, Русь вступит в век справедливости и расцвета!
И когда жрец закончил свою речь, над развалинами храма громко и грозно разнеслось: - Слава Сварогу! Слава Сварогу! Слава героям, которые отдали за него свою жизнь! Слава! Вечная слава Святой Руси! Вечная слава героям, которые отдали за неё свою жизнь! Слава! Слава!
После того как всем раненым воинам была оказана помощь, а погибших товарищей с почётом предали огню, волхвы бережно спустили кумира на землю, сняли с него боевые доспехи и надели на него походное платье. А серебряную статуэтку с золотыми косами, символизирующую Русь, завернули в окровавленный плащ погибшего воина. Волхвы поступили
так сознательно, они хотели что бы следующие поколения русичей не покорялась чужой воле, даже под страхом страданий и смерти.
На другие повозки сложили священные книги, поднятые из потаённых хранилищ, и отправились на север, в сторону исторической родины Великой Расы. Где сейчас спрятаны эти святыни, не ведомо, но они ждут своего времени. Одна из них огромная и могучая вырезана из морёного дуба изображает бога Сварога, а вторая серебряная, берёзово-наивная с золотыми щедро-пшеничными косами символизирует Русь.
И сейчас как отголосок тех далеких и грозных событий на земле бывшего Великого Новгорода бытует поверье, что когда-нибудь разверзнется земля и из неё выйдет Сварог, могучий огненный бог, который несёт в своих глазах свет, а на своей ладони выше небес поднимает любезную ему Русь, и воцарится тогда на земле божественная справедливость.
Так что вот, Саровские монахи и ядерщики, готовьтесь сделать выбор и определиться на чьей вы стороне, ведь Саров - это малая часть России, а его история - это капля в истории Руси.
Автор канала Юрий Базанов предлагает 1 и 2 части своей книги «Вход в реальность» за 116 рублей каждая. В интернет - магазинах продаётся только 1-я часть по цене 176 рублей. Жду заявки на своей почте yuriy.bazanow@yandex.ru.
Дополнительная информация в публикации Осознание самосознания. Собственного и национального.