Как учитель и мама троих детей, я считаю, что каждый, психически здоровый, ребенок способен учится на «хорошо» и «отлично». Если ребёнок, НЕ ИМЕЮЩИЙ задержки психического развития, систематически получает тройки или двойки – это случай социально-педагогической запущенности, в котором виноваты как учителя, так и родители. Отчего зависит школьная успеваемость и как не допустить двоек в дневнике рассказываю в этой статье.
Наблюдая за детьми в школе, я выработала несколько правил, соблюдение которых, гарантирует, что ребёнок будет учится на хорошие отметки и иметь прочные знания, которые послужат ему основой для дальнейшей учёбы. В данной статье я обращаюсь к родителям, он обязательно будет продолжение, где я поговорю про школьную успеваемость с коллегам.
Итак, вот мои правила
1.Не жалеть времени на проверку уроков.
Про важность и необходимость выполнения домашнего задания я подробно говорила в своих предыдущих статьях, рекомендую их прочитать:
Надо ли учить уроки вместе с детьми? Мнение учителя
Так ли необходимо домашнее задание в начальной школе?
В дополнение могу лишь сказать, что ученики, пущенные «на самотёк» с первого класса, не умеют организовать своё рабочее место и время, хуже остальных усваивают материал, относятся безответственно к устным заданиям, а потом и вовсе перестают выполнять даже письменные. Если родители оправдывают плохие оценки детей, то в дальнейшем, дети совершенно расслабляются и перестают воспринимать школу как источник знаний и порядка. Самое страшное для дальнейшей жизни не в том, что человек чего-то не знает, а в том, что он не приучен прилагать усилия и нести ответственность за свои действия.
2. Не пропускать уроки без уважительной причины и, обязательно разбирать материал, который пропустили.
Представьте себе ситуацию в первом классе. Ученик, полный радости и надежд, пришёл в школу, там ему выдали прописи, научили держать ручку, записывать крючочки и палочки, у него получилось, и он был вдохновлён своими победами! Но тут случилось несчастье, ребёнок заболел и пропустил две недели занятий. В это время, класс успел пройти несколько букв, и, когда, малыш вернулся, его ожидал первый диктант, в котором учительница называла буквы, а дети их записывали. Представляете, что чувствовал этот ученик, как пострадала его самооценка и мотивация к учению? Очень здорово, если педагог заранее «войдёт в положение» и поинтересуется, о знаниях отсутствующего. Есть такое правило, что пропустившие по уважительной причине ученики освобождаются от проверочных и самостоятельных работ в первый учебный день. Но даже, если сегодня вашего ребёнка освободили, то завтра ему всё равно придётся выполнить эту работу, а наверстать две недели за один день невозможно. Моя рекомендация для родителей - позаботиться заранее, о том, чтобы ученик вернулся к занятиям «во всеоружии» и не столкнулся с таким тяжелым потрясением, особенно, на ранних этапах обучения.
3.Быть в доверительных отношениях с учителем.
Я понимаю, не приятно, когда учитель говорит о плохом поведении, невнимательности или недостатке любознательности вашего ребёнка. Постарайтесь выключить "реакцию защиты нападением" и прислушайтесь к педагогу, ведь он видит вашего ребёнка с другой стороны. Если Вы будете заодно с учителем, то вместе решить проблему окажется гораздо проще.
4. Довести до сознания ребёнка, что запись домашнего задания - это его ответственность.
Ежедневно, я наблюдаю картину того, как родители, придя с работы, начинают интересоваться в «родительских группах» о том, какое сегодня домашнее задание. Как учитель, я вижу, что дети просто не хотят записывать д.з., им лень, пусть родители этим занимаются. Родители некоторых учеников, заполняют дневник и подписывают тетради до 3 класса!!! Запомните – начиная со 2 класса запись домашнего задания и подпись тетрадей – это ответственность ребёнка! Если он плохо выполняет свою работу, значит вы имеете полное право лишить его «зарплаты» в виде отказа от каких-то привилегий.
5.Всегда верить в то, что ваш ребенок способен учиться на отлично, говорить ему об этом, но не нагружать непосильной ответственностью.
Это очень важный и щепетильный вопрос о соблюдении баланса в воспитании. Для иллюстрации данного правила я приведу два примера. 1.Когда моя семья переехала из регионального города в мегаполис, я закончила девятый класс несколькими «четвёрками», остальные предметы знала на «отлично». Следующий учебный год я начала на новом месте, и родители посоветовали мне не переживать в случае плохих отметок, ведь программа в большом городе гораздо сложнее, да и адаптацию никто не отменял. Мама с папой хотели, как лучше, но сослужили для меня плохую службу. Учится мне было ничуть не тяжелее, зато напрягаться я стала меньше, поэтому по оценкам скатилась, хотя могла остаться на прежнем уровне. Думаю, такое напутствие было бы более выигрышным для меня: «В предыдущей школе тебе дали прекрасные знания, и мы верим, что у тебя всё получится на новом месте!».
2.Следующая история о моем однокласснике, в котором родители видели вундеркинда и, с пелёнок, пичкали его всевозможными знаниями. Он, действительно, хорошо учился, закончил школу с золотой медалью, сдал ЕГЭ на 99-100 баллов, поступил в престижный ВУЗ и…всё. К середине обучения у него случился нервный срыв, он взял академический отпуск, после которого так и не вернулся к учёбе. Сейчас он работает где-то в офисе, продолжает жить с родителями, не имеет и не хочет семью, потому что так и не научился общаться с людьми.
Родителям важно не скатиться в своём воспитании к одной из этих крайностей, а постараться найти золотую середину.