Ровно 70 лет назад, 2 октября 1950 года родился Майк Резерфорд, бессменный басист, гитарист и один из основателей группы "Genesis", а также групп "Mike + The Mechanics" и "Red7".
Майк: "Мой отец служил в Военно-морском флоте Великобритании и, когда я был молодым, его часто не было рядом. По факту, мне кажется, первые два года своей жизни я его вообще не видел. Во время войны он вел активную службу. Я никогда о том времени многого не знал, пока не прочел его книгу. У него у самого было армейское прошлое: мой дедушка был армейским врачом, который написал несколько книг. Одна из них носила замечательное название «Монолог со стетоскопом».
Как и другие семьи военных, мы много переезжали, у нас не было конкретно одного место жительства, хотя оба моих деда жили в Суррее, в Фарнхеме, поэтому я хорошо знаю те территории. Но мои самые первые воспоминания принадлежат Портсмуту, где мой отец 3-4 года служил офицером-артиллеристом в военно-морском учебном заведении под названием Whale Island . Моя мама росла в большой шотландской семье и воспитывалась в Ливерпуле еще до того, как ее мама повторно вышла замуж и переехала с семьей в Южной Африку. Мой отец встретился с ней, когда собирался оттуда уезжать. Они поженились приняли решение вернуться в Англию после войны ,потому что в Южной Африке было много проблем. Это не самое лучшее место для жизни, несмотря на то, что им там очень нравилось.
Они привезли меня обратно в Англию, чтобы я смог нормально учиться. В 7 или в 7,5 лет меня отправили в школу-интернат в Лес Хойлейке, в Чешире. Невероятное было время... Вдруг после счастливого детства ты начинаешь учиться. Помню, мой отец сказал мне: «Будь сильным, Майкл, не плачь». Кажется, это было за неделю до этого. И что вы думаете? Я, конечно, разрыдался. Также папа обещал, что избавит меня от уроков танцев и, разумеется, спустя неделю-другую я прочел список тех, кто будет заниматься танцами, и там значился M. Rutherford. Танцевать со своими сверстниками не входило в мои планы.
В подготовительной школе я никогда особо не был спортсменом, хоть и любил спорт, но больше не командные игры - теннис, гольф. Я никогда не был общительным парнем, скорее весьма стеснительным, и много друзей у меня не было из-за частых переездов, но... что было, то было. Да и в школе особо не задерживался… Может быть дважды – семестр и пол семестра. Поэтому полноценного опыта у меня не было. Учиться в школе-интернате было не самым веселым делом в те дни. Туалеты были на улице, например: они могли быть с крышей, но без дверей, поэтому в снег тащиться в тапочках туда было весьма неохотно. И отчасти я догадываюсь почему, когда мне было около 10 лет, я и мой тогдашний друг Димитри Грилиопулос начали вместе заниматься музыкой. Надо было чем-то заниматься. Если ты не был спортсменом, было важно найти что-то, что могло бы тебя вдохновлять, помогать преодолевать. Такая форма бегства от жизни.
Дома музыки почти не было. Мама любила музыку, но на инструментах не играла, магнитофона у нас тоже не было – то есть в доме вообще не было никаких звуков. До тех пор, пока моя старшая сестра не купила и не начала слушать записи Элвиса, но магнитофон был в ее комнате, а мне туда доступа не было. Но запретный плод – сладок. Мое первое музыкальное воспоминание – итоговый концерт. Думаю, я тогда пел или «The Boat Ashore» Майкла Роу, или что-то из Клифа Ричарда. Как не странно, насколько помню, я тогда нисколько не нервничал. Хотя когда ты молод, то часто испытываешь страх. Я не умел петь вообще, но это не имело значения.
В 8 лет я начал учиться играть на гитаре. И начало шло медленно. У меня не было тренера, да и в мыслях не возникало, чтобы брать какие-то уроки. За год я разучил только три аккорда. До тех пор, пока не встретился с Энтони Филлипсом. Когда мне исполнилось 14, я до сих пор знал те три аккорда. Таким образом, после 6 лет я разучил около 18 аккордов. Нет, на самом деле, это было много.
Мои родители поддерживали мои занятия музыкой. Когда мне было около 12, моя мама взяла меня с собой в Манчестер для покупки электрической гитары. Помню, все эти комиксы в газетах, на которых изображен ребенок, играющий на гитаре, а его отец в это время закрывал руками уши. И главный гитарный шнур входил в розетку на стене. В общем, когда мы пришли покупать электрическую гитару, продавец спросил меня: «Какой вам нужен усилитель?» Я переспросил: «Что?». Я просто не знал ничего об усилителях. И сказал: «Нет, нет, мне не нужно, мне просто нужна электрическая гитара», я-то думал, что весь шум исходит из самой гитары. Моя мама купила мне Хофнер, с дизайном в джазовой стилистике, на грифе были дюймовые струны, а еще усилитель то ли от Фендера, то ли Little Giant. Мой отец ходил вокруг, изучал фундамент, он был убежден, что я разнесу дом. И это серьезно! Он не жаловался, потому что был очень понимающим человеком, но это явление было в новинку: громкая музыка, которая сотрясала крышу. Тогда никто не мог представить, что могло случиться. Возможно, он был прав: я мог бы раскачать цемент до трещин"
В 1963 году Майк поступает в Чартерхаус. В том же году туда поступают Питер Гэбриэл и Тони Бэнкс.
Майк: "А потом был Чартерхаус... Огромная школа поначалу вызывала страх: 800 мальчишек. Тогда мои родители переехали в Чешир, а Чартерхаус находился в городе Годалминг, что было не близко. Первый год мне там не нравилось. В Чартерхаусе у меня всегда были проблемы, чего не было в подготовительной школе. Мой воспитатель постоянно давил на меня. Он был убежден, что я обязательно устрою революцию. Он сам был достаточно репрессивным. Позже, когда вышел "Сержант Пеппер", стало больше общих комнат, где ты мог слушать музыку, но в 8 вечера ты обязательно должен был вернуться наверх. Я шёл в комнату и думал: «Мать твою…» - а снизу альбом продолжал звучать, потому что в общей комнате были отличные колонки, и это бесило воспитателя. Однажды он взял меня за шкирку и начал бить…
Он запрещал мне играть на гитаре, но это только гарантировало то, что я всё равно буду этим заниматься. И пусть украдкой, но занимался. Поздней, когда я приобрел мотоцикл, я отправлялся в Лондон тайком, смотрел на разные группы по вечерам, а потом возвращался. И ни разу меня не поймали.
Энтони был первым, с кем я начал общаться в Чартерхаусе. Ты всегда находился в среде, которая тебе не нравилась, под тяжелым режимом. Поэтому музыка снова стала чем-то, что тебя цепляло, таким лучом света в те тяжелые дни. Филлипс был общительным парнем, да и в музыке он меня опережал. Он знал о песнях всё, у него был хороший усилитель, знал кучу аккордов, искал возможности быть лидером, сочинять музыку. Мне всегда хотелось его догнать.
Первое, что мы с Энтони делали вместе, была группа Anon. Энтони являлся динамичной, движущей силой, Ричард МакФейл был хорошим фронтменом, а еще у нас играли Роб Тайрелл на барабанах и Риверс Джоб на бас-гитаре. Риверс тоже очень впечатлял, он первый из нас стал профессионалом. После ухода из школы он присоединился к Savoy Brown Blues Band. Мы учили песни Битлз и Роллинг Стоунз, и хотели репетировать весь триместр и половину праздников, а потом делать по одной вечеринке в чьем-нибудь доме. Играть каверы в принципе было неплохо: учишь песни других, а заодно продвигаешь свои навыки.
После того, как Риверс ушел, я начал играть на бас-гитаре, хотя мы с Энтони оба были гитаристами, но он всё же играл на гитаре намного лучше. Как ни странно в те дни это осознание пришло не из-за разборок. Просто это было констатация факта: «О, ты лучше, чем я, тогда буду играть на басу».
На одном из главный концертов Anon в Чартерхаусе, на афише также были Тони и Питер с их группой The Garden Wall, которые были не так хороши, как мы - что бы они вам не говорили. У них был трубы и пианино, а мы были такие рокеры, все из себя шумные, что мне больше всего и нравилось".
В 1966 году Anon собрались сделать несколько демо и позвали на помощь Тони Бэнкса, подыграть на клавишах. А тот привел с собой Питера Гэбриэла, чтобы заодно записать и их совместную песню. Спустя время Энтони использовал голос Питера и для своих композиций. Таким образом, сформировался состав Genesis. Правда, название это пришло позже - после знакомства с Джонатаном Кингом. Это была его идея".
Поначалу музыканты работали над песнями сформировавшимся ранее дуэтом - Тони с Питером, а Майк с Энтони. После выхода первого альбома, музыканты разочаровались в Кинге, да и тот потерял интерес к группе. Вскоре Genesis подписали контракт с Charisma. Однако после окончания работы над вторым альбомом Энтони объявил об уходе. Эта новость стала ударом для Майка, поскольку оба были близкими друзьями. Плюс они оба создали классический саунд Genesis на 12-струнных гитарах.
Майк: "Когда мы искали гитариста, я всегда подсознательно искал в них "сына Энтони". Вскоре у меня начались проблемы с желудком, язва, Бог знает откуда, наверное, потому что у меня был не совсем здоровый образ жизни, и я на несколько недель был прикован к кровати дома. И когда я слег, Питер и Тони нашли Стива через объявление в Melody Maker. Думаю, это было не случайно, чтобы я не мог сказать: «О, нет-нет!» Стив был гитаристом от природы с очень странными электронными звуками. Он не только носил черное, мрачное, но и звучал мрачно. То, что нам было нужно. Но самое главное, ему нравилась акустическая гитара, особенно 12-струнная".
Стив: "Когда я встретил Майка, он сидел на кровати в пижаме, и я не понимал, что именно это, возможно, самая важная часть прослушивания, так как Тони и Питер, скорее всего думали: «Нам-то понравилось то, что мы услышали, но Майк – наш другой гитарист, поэтому тебе надо его удивить». К счастью я был молод и глуп, чтобы не волноваться".
В дальнейшем Майк продолжал развиваться как гитарист и бас-гитарист, а вскоре он начал играть на гитаре с дополнительным грифом, что стало, своего рода, "трейдмарком" Резерфорда. Причиной, из-за которой Майк начал использовать ее, стала песня "Supper's Ready", она была наполнена изменениями, и всё надо было делать динамично, но одновременно работать с двумя инструментами он не мог. Поэтому Резерфорду приглянулся этот необычный вариант.
С годами Майк открыто признавался в интервью, что он не является гитаристом-виртуозом. И вообще, он больше композитор, чем музыкант. А в композиторском плане дела у него действительно шли неплохо. Именно им были написаны "Your Own Special Way", "Say It's Alright Joe", "Man Of Our Times", "Snowbound", "Alone Tonight", "Like It Or Not", "Land of Confusion" и другие. Также он является автором одной из первых, так называемых, поп-песен группы - "Follow You Follow Me".
В 1978 году Майк с Тони стали авторами саундтрека к фильму ужасов "Вопль". В феврале 1980 года Майк выпустил первый сольный альбом "Smallcreep's Day", который стилистически был схож с тем, что он делал в "Genesis". Энтони Филлипс, к слову, сыграл на нём... на клавишах. Один из треков "Compression", который вышел в качестве B-сайда сингла "Working in Line", включал в себя инструментальные элементы из ранних импровизаций "Genesis".
В 1982 году Резерфорд выпустил второй сольный альбом "Acting Very Strange", ставший во многом нетипичным. Прежде всего, он исполнил все вокальные партии. Интересно, что для придания особого звучания своему голосу, во время записи он выпивал много виски. Тем не менее, альбом не стал успешным и Майк решил, что петь его песни лучше получается у других. Так через какое-то время он создал два сайд-проекта. Один из них - "Mike + The Mechanics". Основными вокалистами группы долгое время Пол Янг и Пол Каррак. Однако Янг скончался в 2000 году, а спустя 4 года в сольное плавание отправился и Каррак. Сегодня на вокале тоже 2 исполнителя - Тим Ховар и Эндрю Роучфорд. Дебютный альбом "Механиков" вышел в 1985 году. А заглавная песня их второго альбома "The Living Years" была посвящена отцу Резерфорда, который скончался, когда Майк был на гастролях в США во время Invisible Touch Tour с Genesis. На сегодняшний день они выпустили 8 студийных альбомов (последний - "Let Me Fly" - вышел в 2017м), плюс сборник Out of the Blue, в котором в основном перезаписаны старые хиты с новыми голосами. Две песни группы - "Silent Running" и "All I Need Is A Miracle" были номинированы на Грэмми.
Судьба другого проекта Майка - "Red 7" - была безрадостная. Группа смогла выпустить 2 альбома, но из-за отсутствия интереса у публики, проект спустя 3 года после основания свернули.
Майк Резерфорд не является медийным персонажем, о нем не пишут скандальных материалов. 13 ноября 1976 года он женился на девушке по имени Энджи, с которой счастлив и по сей день (ей он посвятил песню "Your Own Special Way"). Она родила ему троих детей - Кейт (1976г. - Энтони Филлипс стал её крестным отцом), Том (1980г.) и Гарри (1986г). Майк много лет увлекался игрой в поло, даже несмотря на то, что "благодаря" этой игре, он получил в свое время вывих челюсти и травму носа. Также он любит кататься на лыжах и до сих пор, как и в старые добрые школьные времена, играет в теннис.