Приветствую, дорогие читатели!
Посмотрим на противоречивую цитату из Дао Дэ Дзин
«Слабое побеждает сильное, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут этого осуществлять». Лао Цзы.
«Слабое побеждает сильное» – скажите это спортсменам и вас поднимут на смех. Да и вокруг вас сложно найти подходящие примеры.
Субтильный юноша уступит в схватке верзиле, но не сдастся и одержит моральную победу. Все равно сильных дух победил слабый.
«Мягкое преодолевает твердое» – налейте воду (мягкое) в бутылку (твердое) и посмотрите, кто кого преодолеет.
А может старик Лао говорил о мягком характере, который способен утихомирить чей-то буйный нрав? Тогда при чем здесь преодоление?
А как быть с тем, что это все знают, но «люди не могут этого осуществлять». Тогда к чему такое знание?
Такая постановка вопроса неверна, в ней заведомо нет решения.
Верная постановка вопроса
На что указывал Лао Цзы, когда говорил о слабом и сильном, мягком и твердом? Разве он имел в виду предметы?
Конечно, нет. И не бойцовый характер, по ошибке именуемый духом.
В данном случае он говорил о Дао, о непроявленном, о том, что мы не можем взять и потрогать, не можем взглянуть или представить его. А раз не можем этого сделать, то и не можем почувствовать сопротивление. Не можем почувствовать сопротивление, значит оно мягкое, податливое.
Лао Цзы говорил, что непроявленное всегда сильнее проявленного.
А что это непроявленное? Мысль? Желание?
Увы, нет. И мысль и желания проявляют себя словом или действием. Они «твердые». То есть, могут сопротивляться и отображаются на экранах томографов.
Чтобы понять, что такое непроявленное нужно заглянуть глубоко внутрь себя, пока не останется никаких слов.
Да, это сделать не просто. Не у каждого получается. Однако, Лао Цзы позаботился и об этом. Он дал описание древних людей, которые непроявленное ставили во главу угла своей жизни.
Как выглядят те, кто следует непроявленному
Он указывает на людей, которые жили в древности и были столь учеными, что знали мельчайшие и тончайшие вещи. Он описывает их так
они были робкими, как будто переходили зимой поток;
они были нерешительными, как будто боялись своих соседей;
они были важными, как гости;
они были осторожными, как будто переходили по тающему льду;
они были простыми подобно неотделанному дереву;
они были необъятными, подобно долине;
они были непроницаемыми, подобно мутной воде.
Это были те, которые, соблюдая спокойствие, умели грязное сделать чистым.
Это были те, которые … содействовали жизни ... они ограничивались тем, что существует, и не создавали нового.
Глядя на портрет древних, видишь полную противоположность современному человеку:
- мы кичимся наглостью и хамством, не заботясь о последствиях;
- развиваем стимулирующую экономику, которая опусташает ресурсы;
- заискивающе ведем себя перед сильными мира;
- даже по отношению к собственным детям можем быть непростительно грубыми;
- холим и лелеем собственное мнение;
- мелочны и примитивны в мечтах и целях, какими бы огромными они нам не казались;
- и, несмотря на стремления всячески украшать свою индивидуальность, скрывать желания и боль, выглядим нагими и обескураженными перед собственной совестью;
- Что уже говорить про чистоту! Как её можно создать, стремясь к удовлетворению собственных потребностей?
- И неограниченно пытаемся все время создавать что-то новое.
Сопоставьте два портрета современного и «древнего» человека, и это прояснить второе предложение цитаты: «Это знают все, но люди не могут этого осуществлять».
В чем заключается моя практика на основе этой цитаты?
В том, чтобы исключать из жизни грубость и хамство, не давать раздуваться собственному эго. Растворить личное мнение.
В иные дни этого бывает достаточно, чтобы обретать спокойствие.
Поставьте пожалуйста лайк, для вас просто, а нам приятно.
Нажмите кнопку подписаться, чтобы узнавать о новых публикациях.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях, возможно, им тоже будет интересно.