На дворе осень и, как предсказывали пессимисты (а это, как известно, хорошо информированные оптимисты), российскую столицу накрыла вторая волна всемирной пандемии. Хотя тут вовсе не нужно было даже ходить к гадалке. Как известно, вирусы (того же гриппа) обожают скученность людей. В этом случае им гораздо проще «перепрыгивать» с одного человека на другого, заражая последнего.
Пустые поезда
В течение всей пандемии я постоянно пользовался услугами Московского метрополитена, даже в те дни, когда для основной массы населения подземка была под запретом.
Однако для медиков, адвокатов и журналистов сделали исключение. Нужно было лишь заказать долгосрочный пропуск на сайте госуслуг. Периодически я выкладывал на своей страничке в "Фейсбуке" видео, снятые на камеру смартфона.
Сейчас я специально пересмотрел несколько записей за разные месяцы. Скажем, в мае бывали случаи, когда во всем длиннющем поезде (!) ехали буквально несколько человек.
А автобусы, маршрутки и другой наземный общественный транспорт передвигался и вовсе без пассажиров. Не работали таксомоторные и каршеринговые компании.
Пустая Москва
Частники тоже сидели по домам. Я шел по городу, который казался совершенно пустой. Многие счастливчики тогда перебрались на подмосковные дачи, сотни тысяч гастарбайтеров вернулись в свои родные теплые края.
В итоге социальная дистанция в полтора–два метра выполнялась, по сути, автоматически. Естественно, кривая заболеваемости сразу же поползла вниз.
Однако те самые оптимисты, о которых я упомянул в самом начале публикации, предупреждали: мол, подождите радоваться, еще не вечер. Вот придёт осень, и Москву тотчас накроет вторая волна. Увы, так оно и случилось.
Собянин опроверг слухи
После довольно–таки продолжительной паузы выступил Сергей Собянин. Он категорически опроверг слухи о том, что Москва якобы снова переходит на режим домашней изоляции.
Парадокс в том, что именно 28 сентября таки вышел указ градоначальника о том, что в Москве опять-таки возобновляются различные ограничения, вызванные осенним обострением.
В частности, документ предписывает гражданам старше 65 лет, а также тем, кто по состоянию здоровья находится в группе риска, оставаться дома, минимизировав какие– либо контакты с внешним миром.
Вежливые люди
Главам предприятий настоятельно рекомендовано перевести работников на дистанционный режим. Пример подали в самой мэрии — 30 процентов сотрудников с понедельника (28 сентября) перешли на удалёнку.
Кроме того, в Москве усиливается контроль за соблюдением уже действующих ограничений. Во всяком случае, так было заявлено. Однако на деле, или, как нынче принято говорить, в реале, лично я не заметил каких–либо особых перемен.
Скажем, на входе в метро некоторые несознательные пассажиры проходят через турникеты без масок. Работники лишь провожают их гневными взглядами.
Тут же стоят стражи порядка в черных масках и черных же перчатках. В руках у них, опять– таки, черные планшетники. По идее их грозный вид должен навеять страх на потенциальных нарушителей.
Ведь штраф составляет 5 тысяч рублей (примерно 55 евро). Однако многие попросту не обращают внимания на полицию, стараясь прошмыгнуть мимо. Я не видел ни разу, чтобы кого–то тормознули.
Паспорт не нужен
Кстати, за четыре года моего пребывания в Москве в должности собкора у меня ни разу не проверили документы. Первое время я ещё носил с собой паспорт, а потом перестал. А многие мои знакомые вообще его никогда не брали.
Но вернусь в метро. После прохождения турникетов пассажиры в массовом порядке сразу же снимают маски. А перчатками давно уже практически никто не пользуется.
Но если в середине лета в поездах было максимально свободно, то сейчас вагоны порой напоминают бочки с селёдкой. Чего уж тут удивляться, что кривая заболеваемости стремительно поползла вверх. И чем на улице температура ниже, чем количество заразившихся больше.
Сейчас многие уже вернулись с холодных дач в город. Кроме того, возобновилась учёба в школах и вузах. К тому же открылись театры и разного рода развлекательные заведения — караоке–бары, рестораны и пр.
Никакой соцдистанции
Самые популярные места переполнены, о соблюдении социальной дистанции в таких условиях, конечно же, не может быть и речи. Скажем, формально в театрах зрители обязаны сидеть в шахматном порядке. То есть соседние кресла должны оставаться пустыми.
Однако до спектакля в фойе все активно кучкуются. Актёры на сценах, естественно, играют без масок и перчаток. А поскольку пьесы писались до всемирной пандемии, то по ходу сюжета герои порой весьма тесно друг с другом контактируют.
Вспышки заболеваемости произошли уже в целом ряде храмов Мельпомены. Так, из–за болезни солиста Ильдара Абдразакова оперу «Дон Карлос» отменил даже Государственный академический Большой театр.
Чуть ранее печальный диагноз подтвердился аж у 30 артистов (!) балета Мариинского театра. Для предотвращения распространения болезни порядка 300 участников труппы были помещены на самоизоляцию. Пришлось отменить сразу несколько спектаклей.
А вот Московский драматический театр на Малой Бронной, который возглавил Константин Богомолов (супруг небезызвестной Ксении Собчак) на днях отменил премьеру спектакля «Бульба. Пир», поскольку вирус был обнаружен сразу у нескольких артистов, занятых в новой постановке.
Тусовочное место
Кстати, на улице Малая Бронная располагается масса изысканных кафе и роскошных ресторанов. Это невероятно модное тусовочное место. Рядом — знаменитые Патриаршие пруды.
Я специально прогулялся в престижном уголке российской столицы, чтобы оценить обстановку. Посетители сидят максимально плотно, чуть ли не на головах друг у друга. Ясное дело, владельцы заведений хотят заработать как можно больше.
Однако очевидно и то, что злополучный вирус чувствует себя в таких условиях как у себя дома. Так что вовсе неудивительно, что количество заболевших за сутки уже перевалило за две тысячи (в августе было в несколько раза меньше). Но то ли ещё будет. Берегите себя, друзья!