Если вы бывали в районе Красногвардейской площади, то, возможно, проезжали или проходили Комаровский мост через Охту. Хотя, наверное, даже не обращали внимание на то, как он называется. И на сам мост тоже вряд ли внимание обращали. Внешне он совершенно обычный мост советской постройки. А между тем мост возник даже раньше, чем Петербург.
Еще задолго до основания города за приневские земли шла борьба между русскими и шведами. Все потому, что Нева была частью водного пути «из варяг в греки». Достаточно было захватить устье реки, чтобы лишить Русь этого торгового маршрута. Спорные земли на протяжении веков несколько раз переходили из рук в руки. Но беда этих мест была в том, что построить здесь укрепления было очень тяжело из-за частых наводнений. Самым близким к устью Невы и подходящим местом оказалось там, где в Неву впадает река Охта (где сейчас Большеохтинский мост и печально известный синий забор — место строительства Охта-центра). Его не заливало даже во время сильнейших паводков.
В 1611 году шведы заложили тут крепость Ниеншанц (в переводе «Невское укрепление»). Она имела пятиугольную форму, 78 орудий, а численность гарнизона составляла 600 солдат. Через несколько лет под защитой крепости на правом берегу Охты вырос город Ниен («Новый»), который впоследствии превратился в довольно крупный центр торговли. В городе было около 400 жилых домов и 2,5 тысячи жителей.
Во время Северной войны, 12 мая 1703 г., после недолгой осады гарнизон шведской крепости сдался русским. Однако Ниеншанц не подходил Петру в качестве «окна в Европу» — далековато от моря. Поэтому крепость решили уничтожить, город переименовали в Шлотбург (в переводе «Замок-город»), а сам Петр направился дальше. Впоследствии место, где стоял Ниеншанц, стало дальней окраиной Петербурга. Сейчас это территория современного Красногвардейского района.
А причем тут Комаровский мост? Крепость Ниеншанц и город Ниен соединяла деревянная разводная переправа. После окончательного завоевания территории русскими, местные поселенцы навели на месте прежнего моста свой, прозванный в народе за конструктивные особенности «Горбатым». Его изображения не сохранились. На планах города XIX века обозначен Охтенский подъемный мост, располагавшийся ниже по течению Охты, где в нее впадала речка Чернавка (ныне засыпана). Возможно, Горбатый стоял именно там.
Позже местный мост переименовали — по фамилии владельца находившейся рядом суконной фабрики Комаровского. Тот, кстати, впоследствии разорился, но название осталось. Так что, если вести историю Комаровского моста от его шведского предшественника, можно признать его первым разводным мостом на Невских берегах (сейчас он, правда, не разводится).
Мост несколько раз реконструировался. Сначала при перепланировке территории в 1911 году, когда началось долгожданное строительство постоянной переправы через Неву — Большеохтинского моста. В 1926 году Комаровский мост перестроили для прокладки трамвайной линии. Тогда же он впервые появляется на плане Ленинграда.
Еще одна реконструкция проводилась в 1943-м году после случившегося на мосту чрезвычайного происшествия — в воду рухнул танк Т-34. Тогда вместо деревянного разводного пролета мост получил стальные балки на деревянных опорах.
В таком виде переправа прослужила еще 15 лет, а в 1958 году, когда обнаружили, что техническое состояние находится в неудовлетворительном состоянии из-за практически сгнивших опорных частей, Комаровский мост закрыли для движения.
В 1960-м старый деревянный мост перестроили в однопролетный железобетонный, по тем временам он считался одним из лучших и третьим по ширине в городе. В этом году Комаровский мост отмечает 60-летний юбилей. Так что, если в следующий раз будете проезжать по нему, не думайте, что он самый обычный и ничем не примечательный!
Автор: Татьяна Тикунова
Корректор: Дарья Кузнецова
Иллюстратор: Анна Семенова
Подпишитесь на нас в социальных сетях: «ВКонтакте», Telegram, Instagram и «Яндекс.Дзен». Если вы уже подписаны на нас, то настройте уведомления, чтобы не пропустить новую публикацию.
Вы можете также стать нашим доном, чтобы мы могли выпускать больше эксклюзивных материалов и развивать новые форматы, о которых мы мечтаем: подкасты и видео.