Для современников такие культовые фильмы, как «Франкенштейн» и «Невеста Франкенштейна», являются уважаемой классиков старого Голливуда. Конечно, сейчас эти фильмы сложно воспринимать в качестве полноценного хоррора. Тем не менее, за ними по сей день остается глубокая эстетика, созданная «из под пера» известного на тот момент режиссера Джеймса Уэйла, чья персона вызвала немало резонанса среди общественности, в особенности его трагическая гибель. Собственно его последние дни жизни и смерть легли в основу психологической драмы «Боги и монстры».
Синопсис Бывший морской мехотинец Клэйтон Бун работает частным садовником, который устраивается на виллу пожилого господина, который начинает питать к молодому человеку странный интерес. Однажды он просит Клэйя попозировать ему для портрета, на что Клэй добродушно соглашается. Вскоре парень узнает, что его работодатель – некогда известный кинорежиссер Джеймс Уэйл, когда-то снявший легендарного «Франкенштейна». На первый взгляд два таких совершенно разных человека находят общий язык. Однако тайна и глубокое горе, таящееся за душой Уэйла, делают их дружеские отношения всё более напряженными.
Игра актёров На самом деле, в фильме небольшой актерский состав, но при этом каждый из актеров прекрасно сыграл свою роль. Британец Иэн Маккеллен великолепно исполнил роль пожилого режиссера и гомосексуалиста (как известно, он был открытым геем) Джеймса Уэйла, который по факту родился не в то время, чем был априори обречен на полное одиночество, которое усугубилось серьезными проблемами со здоровьем, окончательно добившими его дух. Еще совсем молодой и не запустивший себя Брэндон Фрейзер сыграл роль молодого красавчика Клэйтона Буна, который работает садовником с целью убить время, поскольку сам еще не определил для себя, что именно он хочет от жизни. Из второплановых ролей следует отметить Линн Рэдгрейв в роли горничной Ханны, пожалуй, самого близкого человека в жизни Уэйла.
Режиссура Кто знаком с творчеством Билла Кондона, знает, что ему свойственны уклон в сантименты и гламурная подача картинки. Этого не избежали «Боги и монстры». Однако фильм нельзя назвать полноценным байопиком, потому что цель фильма - не рассказать историю жизни режиссера, а познакомить с ним как с человеком, попытаться заглянуть в его внутренний мир. Собственно через флэшбеки, возникающие перед глазами главного героя во время бесед с Клэйем, зритель должен проникнуть в чувства главного героя, который как бы с самого начала был один. Хотя в итоге ему удалось вырваться из нищеты, занять почетное место в обществе, окружить любящими себя людьми, всё же он оставался одиноким. В итоге настоящего друга он обретает лишь на старости лет в лице молодого парня, который сам никак не может разобраться со своими переживаниями. В какой-то степени между героями возникает эмоциональное противостояние, которое приводит к трагической развязке.
Сценарий Действие сюжета происходит в 1950-е годы. Пожилой Джеймс Уэйл живет на своей вилле в пригороде Лос-Анджелеса. Поскольку кино он уже давно оставил, то дабы хоть как-то себя развлечь, он либо рисует картины, либо дает интервью, во время одного из которых у него случается удар, подтверждающий наличие болезненного заболевания, из-за которого он потихоньку теряет рассудок. Несмотря на это, он не теряет былого жизненного энтузиазма и проявляется симпатию к своему молодому садовнику Клэйю, бывшему морскому пехотинцу, который на войне так побывать не успел. Однажды Джеймс предлагает молодому человеку попозировать для портрета. Во время бесед между героями устанавливается удивительная дружеская связь. Удивительная потому, что они из разных возрастных поколений, разных слоев общества, разных сексуальных предпочтений. Тем не менее, между ними возникает самая настоящая дружба. Однако учащающиеся приступы Уэйла вкупе с недопонимаем Клэйя определенных сторон жизни хозяина становятся яблоком раздора, которое несет в себе определенную цель, ставшую для одного из героев фатальной.
Итог На самом деле «Боги и монстры» - довольно сложная для восприятия психологическая драма. Здесь использовано очень много аллегорий, много иносказаний, трактовка которых может пониматься каждым зрителем по-своему. Тем не менее, фильм цепляет по другим критерием, по части темы глубокого одиночества, ставшего следствием недопонимания или неприятия окружающим обществом. В любом случае, этот хоть раз, но стоит увидеть.