Искусство, субъективно, то, что один человек считает бесценным шедевром, другим может показаться не более чем гигантским черным квадратом ... Но есть один очень специфический вид живописи, который почти все видят одинаково, - картина со странными глазами, которые кажется, следуют за нами по комнате. Так что же вызывает эту оптическую иллюзию и как художники достигают этого эффекта?
Оказывается, даже для начинающего опытного художника этот эффект «повсеместного взгляда» не является трудной задачей. Короче говоря, все, что вам нужно, это небольшая иллюзия глубины, чтобы изображенный человек выглядел, по крайней мере, в каком-то трехмерном виде, несмотря на то, что он находится на 2D-холсте, и направлять взгляд так, чтобы он смотрел на кого-то, стоящего прямо перед ним
Так что же именно происходит в нашем мозгу, из-за чего кажется, что глаза следят за нами?
Как продемонстрировала в 2004 году группа исследователей из Университета штата Огайо, когда вы двигаетесь в сторону, «ближняя» и «дальняя» точки на 2D-изображении практически не меняются. Эти ближняя и дальняя точки определяются как видимые точки, которые, если бы изображение было трехмерным, казались бы ближайшими и наиболее удаленными от наблюдателя под заданным углом.
Идея проста - независимо от того, под каким углом вы смотрите на картину, сама картина не меняется. Вы смотрите на плоскую поверхность ... Ключевым моментом является то, что ближние и дальние точки изображения оставались неизменными независимо от угла обзора. При наблюдении за реальными поверхностями в естественной среде визуальная информация, определяющая ближние и дальние точки, изменяется при изменении направления обзора.
С другой стороны, когда мы наблюдаем картину на стене, визуальная информация, определяющая ближнюю и дальнюю точки, не зависит от направления взгляда. Тем не менее, мы воспринимаем это перцептивно.
Таким образом, поскольку перспектива, тени и свет на картине не меняются при движении, если глаза на картине будут смотреть прямо на наблюдателя и если этот человек стоит перед картиной, это создаст нечто вроде легкой оптической иллюзии в нашем мозгу, так что глаза будут продолжать смотреть на нас, когда мы двигаемся в сторону.
Впервые эта техника стала широко использоваться в искусстве примерно в 14 веке, когда художник и архитектор Филлипо Брунеллеши представил миру искусства идею «линейной перспективы», когда линейная перспектива представляет собой живопись с идеей, что все на картинке сходится в определенной точке, создавая иллюзию глубины.
Это, в сочетании с умелым использованием света и тени, позволило художникам создавать мастерски реалистичные картины, включая иногда людей, которые жутко смотрят на нас, независимо от того, где вы стоите.