...У каждого из нас на свете есть места,
Что нам за далью лет всё ближе, всё дороже,
Там дышится легко, там мира чистота
Нас делает на миг счастливей и моложе...
(с)
Не так давно, копаясь в архивах, случайно обнаружил несколько фото платформы Гражданская Рижского направления, снятых летом 2007-го
и осенью 2011-го года, когда эта тихая платформа ещё не была обезображена новейшими "дизайнерскими" веяниями РЖД. Всегда любил это место. Место с приятной энергетикой, рядом с лесом, вдали от городской суеты. Тихая, уютная платформа, где пока ещё незримо обитает дух уходящей старой Москвы. Платформа, которую скоро снесут.
Гражданская, или просто "Гражданка" всегда подкупала своей тишиной, уютным расположением рядом с лесопарком. Здесь можно было часами стоять, разговаривать обо всём на свете, потягивая пиво и провожая поезда.
Раньше Гражданская была не просто платформой, а станцией, в своё время она носила название Зыково. В те достопамятные времена путей было пять, к середине нулевых оставалось четыре, использовалось при этом три, но подъездной фабрики «Свобода» уже управлялся со станции Подмосковная. Ностальгические зелёные ЭР2 рижского производства уносились одна за другой в закат, а мы стояли и болтали, забыв о времени.
Гражданка хороша в любое время года.
К слову, Гражданская (тогда - Зыково) была открыта в 1901 году при строительстве Московско-Виндавской железной дороги, и получила название по имени села Петровское-Зыково. Современное название она получила в 1930 году.
До понижения в статусе до платформы, станция была приспособлена в том числе и для оборота электропоездов, следующих из Москвы. После того, как это стало невозможным, оборот поездов без заезда к Рижскому вокзалу может производиться на станции Подмосковная с конечной остановкой на платформе Стрешнево (ранее - Ленинградская), а также у Шереметьевского поста. Правый путь, который с той поры стал управляться с Подмосковной до недавнего времени обслуживал парфюмерно-косметическую фабрику "Свобода". В настоящее время часть его уже разобрана и закатана в асфальт. Про ветку на фабрику "Свобода я рассказывал здесь.
В 2011-м году ещё регулярно встречались зелёные электрички, в том числе и именные. Последний раз я видел зелёную электричку в Москве, кажется, в 2016-м году, также недалеко от Гражданской.
Указатели на платформе ещё старые, "тёплые-ламповые". Вскоре они, как и все другие пали жертвой тотальной серо-красной унификации.
Теперь эти фото, словно, детские воспоминания. О чём-то ускользнувшем и оставшемся лишь в памяти, как пел Тальков в песне о Чистых прудах.
Город и тогда уже наступал, но ещё трудно было представить как стремительно всё начнёт меняться уже совсем-совсем скоро. И вот сейчас, когда не прошло и полных десяти лет, для этой тихой платформы настали последние времена.
В настоящее время всё выглядит вот так: 4-й и 5-й пути давно разобраны, третий, он же подъездной путь фабрики «Свобода» давно ржавеет без наката и не используется, изоляторы контактной сети грустно нависают над пустотой. Скоро эти старенькие ностальгические опоры электрификации заменят на современные стальные, а вот там впереди, где расположен переход через пути будет новая платформа в стиле МЦК/МЦД с досмотрами, охраной и полицией. И пива с друзьями, провожая поезда, там на конкорсе уже душевно не попьёшь.
Сколько раз мы приходили сюда, на этот старый мостик, делились переживаниями, новостями, обсуждали, что будет дальше с нами...
Потом мы стали приходить сюда всё реже, но всё же не забывали это место. Оно казалось нам чем-то твёрдым, постоянным, вечным. Казалось, что этот мостик над старой платформой будет стоять ещё долгие века, как стоит Рим.
Но вот настали новые времена, всё стало меняться настолько молниеносно, что даже затвор фотокамеры не всегда может успеть зафиксировать что-то уходящее в небытие. И стало ясно, что скоро всё закончится, "вечность" была иллюзорной.
Перемены уже пришли. Но они пока малозаметны.
На платформе в качестве времянок поставили некоторые атрибуты МЦД - фонари, валидаторы, погодные модули, сделали таблички и павильоны в стиле и цвете D2...
Но всё же ещё жив пока её старый дух, а вместе с ним и дух старой Москвы, Москвы нашей юности, до которой ещё не добралась вездесущая рука Собянина и его команды.
Зелёных электричек уже давно нет, убогий ЖК на заднем плане давно заселён, но Гражданка пока ещё стоит на месте.
Ключевое слово - пока...
Скоро всё это полностью снесут. До основания.
Да, всё это было известно, да, город должен развиваться и сама идея МЦД при правильной реализации - благо, но вот именно уютную и тихую Гражданку очень жаль, ибо это частица души, частица памяти, частица ушедшей юности.
Летом, в день начала моего отпуска мы с другом, с которым познакомились именно здесь, по сути на этом мостике далёких 15 лет назад, решили взять пива и навестить наше место. Сейчас трудно предугадать, когда и что начнут ломать и совпадёт ли это со свободным временем и возможностями вновь собраться вот так именно на этом месте.
Поэтому мы решили, что пока есть возможность - надо. И вновь, как встарь весь вечер стояли на этом мостике, пили пиво, говорили обо всём на свете и провожали поезда.
Пусть это уже другие поезда, но нить истории ещё не разорвана пока стоит наша старая-добрая уютная Гражданка.
Кто знает, возможно, что она даже ещё пару лет простоит на своём месте, но всё равно рано или поздно рядом с ней закипит большая стройка с грохотом и почти лесная тишина и уют покинут это место навсегда.
Но пока она есть мы ещё можем прийти сюда пить пиво, болтать весь вечер и провожать поезда. Жаль только, что в суетном ритме жизни остаётся так мало времени на то, что дорого и стало родным.
На этом сегодня закончу своё повествование об этом месте, одном из самых любимых в городе. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч! Будьте здоровы и живите богато!
И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!