Летающий танк Красной армии. Какой была судьба интересного проекта советского инженера Левкова?
1 октября 20201 окт 2020
57
4 мин
Оглавление
- Разработчики вооружений для Красной армии в 1920-30-х годах поражали смелостью своих технических идей. Инженеры пытались заглянуть в будущее, предлагали системы, которые нередко просто опережали свое время. Одной из таких разработок стал проект танка на воздушной подушке («Земноводный подлетающий танк»). Он создавался группой энтузиастов КБ завода №84 Главного управления авиационной промышленности (Москва), которыми руководил В.И. Левков. Танкостроители даже создали деревянный макет своей машины в масштабе 1:4. В.И. Левков был смелым исследователем. Он увлекался работами К.Э. Циолковского. В частности, изучал его теории, изложенные в труде 1927 года «Сопротивление воздуха и скорый поезд». Циолковский тогда предлагал транспортное средство с динамическим принципом поддержания: «Трение поезда почти уничтожается избытком давления воздуха между полом вагона и железнодорожным полотном… Тяга поддерживается давлением воздуха, вырывающегося из отверстия вагона… Появляется возможность получать огромные скорости».Левков начинал исследования аппаратов, поднимаемых силой избыточного давления, с испытаний круглой в плане модели диаметром около 800 мм, выполненной, как сейчас принято говорить, по камерной схеме. Электродвигатель вращал воздушный винт, нагнетавший воздух под купол. При частоте 2000 об/мин аппарат отрывался от пола. Так появился катер примерно в 2 метра длиной. Этим проектом интересовались советские моряки. Деятельность Левкова привлекла Военно-Морское управление РККА, которое заключило в 1934 году договор на проектирование и постройку «воздушного торпедного катера». Вокруг В.И. Левкова сгруппировались энтузиасты: инженер А.А.Даниленко (он будет работать с Левковым много лет, руководить проектированием первых кораблей на воздушной подушке), студенты МАИ К.Д. Богачев, Н.А. Александрова, Т.И. Одинцова.Одним из вариантов средства передвижения на воздушной подушке стал и предлагавшийся танк. «Земноводный танк» мог быть востребован при выброске десантов с кораблей, при штурме укрепленных позиций вероятного противника на побережьях. За основу проекта инженеры взяли катер на воздушной подушке Л-1. От него было решено частотно заимствовать форму корпуса П-образного сечения. Максимальная толщина бронирования составляла 13 миллиметров. Внутри корпуса, в носовой и кормовой частях, монтировались два авиационных двигателя М-25 суммарной мощностью 1450 л.с, которые приводили в движения два горизонтально установленных винта. С их помощью танк приподнимался над поверхностью земли примерно на 200-250 мм. Повороты осуществлялись путем отклонения нижних жалюзи. Разработчики надеялись, что при боевой массе 8500 кг танк будет способен развивать скорость до 120 км/ч.Инженер Владимир Левков и один из эскизов танка на воздушной подушкеБоевое отделение танка совмещалось с отделением управления. Оно располагалось в средней части корпуса между двигателями. Механик-водитель находился спереди, а командир танка занимал пост в одноместной башне позади водителя. В качестве штатного вооружения такому танку полагался один пулемет ДТ калибра 7,62-мм.В марте 1937 г. с проектом «летающего танка» был ознакомлен начальник 2-го отдела Автобронетанкового управления РККА военинженер 2-го ранга Сквирский. Он положительно оценил новинку и доложил о танке начальнику АБТУ командарму 2-го ранга И.А. Халепскому.В докладе Сквирского указывалось, что «преимуществами летающего танка являются: большая скорость движения 100 и более км/ч; более высокая меткость стрельбы (отсутствуют продольные и поперечные колебания); лучшие условия работы экипажа; простота обслуживания {при отсутствии ходовой части); более высокая проходимость болот, водных преград, пустынь; возможность легкого получения плавучести. Недостатки: невозможность использования на сильно пересеченной местности и лесистой местности; затруднительность маскировки; чрезмерно велики удельные мощности. Летающий танк может найти себе применение в качестве боевой машины в местностях с большими водными, песчаными и болотистыми преградами. Работа по «летающему танку» не финансируется и практически свернута. У коллектива есть сильное желание продолжать работу в этом направлении». 19 марта 1937 г. командарм Халепский предложил Народному комиссару оборонной промышленности СССР Рухимовичу немедленно оформить заказ и выделить средства на разработку и изготовление опытного образца танка на воздушной подушке. Но деньги так и не были предоставлены. Работа остановилась, инженеры переключились на заказ для ВМФ СССР.Военные историки до сих пор не могут точно оценить, какой боевой ценностью мог бы обладать этот танк в случае реализации проекта. Возможно, сочетание высокой скорости машины с повышенной проходимостью могло бы дать РККА большой выигрыш в маневренности при проведении десантных операций, когда требовалось бы обеспечить внезапность удара. Технический уровень производства мог бы отразиться на производстве танка негативно, в эксплуатации техника могла бы оказаться очень капризной. К тому же у советских конструкторов в конце 1930-х годов не было реального опыта конструирования подобной техники, которая могла бы передвигаться не только на суше, но и на воде. К сожалению, до сих пор неясны точные причины, по которым проект был закрыт.Известно, что во второй половине 1930-х годов проводились также опыты авиаконструктором и изобретателем П. И. Гроховским, который интересовался технологиями воздушной подушки в боевых машинах. Специалистами ОКБ ВВС РККА создавался двухместный бронеавтомобиль на воздушной подушке со вспомогательным колёсным движителем. Но он тоже не был запущен в производство, как и «земноводный танк» инженера Левкова.