Найти тему
АвтоДвиж

Самые большие «ГАЗели»

Для начала давайте немножко освежим собственную память. Когда «ГАЗель» только-только появилась, она выпускалась заводом ГАЗ с одним-единственным размером колесной базы – 2900 мм. И эта цифра была константой для машин с конвейера долгие годы.

ГАЗ-33021 со стандартной колесной базой. Оцените, что эта машина – очень ранняя, 1995 года, и еще на госномерах советского образца! Фото Н.Маркова
ГАЗ-33021 со стандартной колесной базой. Оцените, что эта машина – очень ранняя, 1995 года, и еще на госномерах советского образца! Фото Н.Маркова

Но на рынке очень быстро возник спрос на «ГАЗели» с более вместительными кузовами. Сам ГАЗ на этот спрос отреагировал крайне не оперативно и предложил покупателям шасси с увеличенной до 3500 мм колесной базой лишь в 2000-е годы. Вот как раз такая машина, только уже более свежая, 2011 года выпуска:

Промтоварный фургон на заводском длиннобазном шасси ГАЗ-330202. Фото С.Андреева
Промтоварный фургон на заводском длиннобазном шасси ГАЗ-330202. Фото С.Андреева

По технологическим причинам завод не мог делать для длиннобазных «полуторок» цельные лонжероны рамы (это требовало космически дорогой оснастки, ведь лонжероны там штампованные), поэтому рамы для них изготавливались тогда и изготавливаются до сих пор путем разрезания стандартных лонжеронов и удлинения их вставками. Технология весьма нехитрая, а потому еще в 1990-е именно таким методом возникший на рынке спрос начали удовлетворять различные специализированные фирмы и фирмочки. В какой-то момент такие услуги одновременно предлагал добрый десяток компаний! Кто был первым? Сейчас уже сложно вспомнить точно. Но, пожалуй, в число пионеров точно вошла компания «Комтранс» из Орехово-Зуево, которой руководил В.Жаворонков, бывший главный конструктор завода ЛиАЗ и директор компании «Альтерна». Удлиненные в «Комтрансе» газовские полуторки получали собственную марку «Раданка» и выпускались в обращение по разовым разрешениям на переоборудование.

«Раданка» от фирмы «Комтранс» с двухрядной кабиной и грузовой платформой от стандартной «ГАЗели». Фото М.Шелепенкова
«Раданка» от фирмы «Комтранс» с двухрядной кабиной и грузовой платформой от стандартной «ГАЗели». Фото М.Шелепенкова

Колесную базу для «Раданки» сперва наращивали до 3550 мм, попутно удлиняя задний свес. Это позволяло поставить на машину с двухрядной кабиной неукороченную платформу от ГАЗ-3302 со стандартной базой. Еще и место для метановых газовых баллонов между платформой и кабиной оставалось! Впрочем, в «Комтрансе» охотно шли навстречу и клиентам, которые хотели получить еще более длинную «ГАЗель», и строили вот такие «паровозы»:

«Раданка» с оригинальной грузовой платформой и колесной базой, размер которой явно далеко убежал за 4-метровую отметку. Фото В.Жаворонкова
«Раданка» с оригинальной грузовой платформой и колесной базой, размер которой явно далеко убежал за 4-метровую отметку. Фото В.Жаворонкова

На заре своей деятельности «баловалась» удлинением «ГАЗелей» и такая известная нижегородская фирма, как «Чайка-НН», более известная сегодня под брендом «Автозавод Чайка-Сервис». К примеру, на удлиненном «газельем» шасси там выпускали передвижные билборды (использование которых, к слову, теперь уже довольно давно запрещено законом).

Передвижной билборд модели 27840F, построенный фирмой «Чайка-НН». Фото М.Шелепенкова
Передвижной билборд модели 27840F, построенный фирмой «Чайка-НН». Фото М.Шелепенкова

Сегодня перечень компаний-«удлинятелей» очень сильно сузился. Но среди тех, кто по-прежнему строит из «ГАЗелей» всех мастей «паровозы» с кузовами монстроидальных размеров, нельзя не назвать как минимум нижегородские фирмы «Луидор-Тюнинг» и «АвтоМаш». Ниже можете взглянуть на галерею из трех фото с их работами по удлинению «ГАЗелей NEXT»:

А если кому-то очень хочется именно «ГАЗель», но для перевозки еще более длинных грузов? Пф! Да запросто! Еще в начале 2000-х им готов был помочь Саранский завод автосамосвалов, выпускавший на базе стандартных «полуторок» небольшими партиями… седельные тягачи с бортовыми полуприцепами! Назывался такой автопоезд ГАЗ-САЗ-2409 + САЗ-9459. Очень интересный был проект! Но уж больно много проблем с сертификацией…

Седельный тягач ГАЗ-САЗ-2409 и полуприцеп САЗ-9459. Фото С.Леонтьева
Седельный тягач ГАЗ-САЗ-2409 и полуприцеп САЗ-9459. Фото С.Леонтьева

Еще раньше, к слову, превращением «ГАЗелей» в седельные тягачи баловался машиностроительный завод «ТОНАР» из Подмосковья, но делал это совсем недолго, да и не ради длинномерных грузов: те машины использовались для транспортировки полуприцепов-ларьков «ТОНАР-9768» с мощными холодильными установками. Они использовались в основном для продажи мясных изделий.

Переоборудованная в седельный тягач «ГАЗель» с полуприцепом-ларьком «ТОНАР-9768». Фото М.Шелепенкова
Переоборудованная в седельный тягач «ГАЗель» с полуприцепом-ларьком «ТОНАР-9768». Фото М.Шелепенкова

А уже в нынешнем десятилетии превращением «ГАЗелей» в седельные автопоезда потихоньку занимались (и, видимо, продолжают заниматься) в Самарской области в конторе, которая в разное время работала под несколькими разными вывесками – «Пчельников и сыновья», «Техникс Рос Моторс», «Техно-Моторс». Диву даюсь, как им удается всё это оформлять! Видимо, очень тесные связи у владельца с руководством ГАИ Самарской области )) Вот ниже пара фотографий с работами тольяттинских мастеров:

Кстати, а ведь в 2000-х, аккурат до первого кризиса, практиковалась еще такая дичь, как удлинение… цельнометаллических фургонов и микроавтобусов «ГАЗель»! Помните такие поделки? По-моему, первой пример подала фирма «Ирито», представив на Московском автосалоне микроавтобус, у которого удлинены были и колесная база, и задний свес кузова. Вместимость такой «маршрутки» заявлялась равной 20 чел.!!!

Удлиненный микроавтобус от компании «Ирито». У кузова перенесены назад колесные арки, а взамен короткого последнего окошка вварена секция с еще одним окном стандартной ширины. Фото Ю.Петрова
Удлиненный микроавтобус от компании «Ирито». У кузова перенесены назад колесные арки, а взамен короткого последнего окошка вварена секция с еще одним окном стандартной ширины. Фото Ю.Петрова

Но вариант фирмы «Ирито» получился нетехнологичным и серийным не стал. Зато в очень большом количестве встречались длинные микроавтобусы и комби, которые строили ОАО «Автосервис-Центр» и ЗАО «Завод автомототехники малых серий». Они удлиняли заводские кузова только посередине, вваривая в них ровно одну стандартную кузовную секцию. При этом сдвижная дверь частенько менялась на распашную. Вот пара примеров их работ:

А вот так пробовала удлинять пассажирские «ГАЗели» нижегородская фирма «Самотлор-НН»:

Но это были еще не самые крутые микроавтобусы на базе «ГАЗели». Потому что самые крутые – вот:

Трехосный снегоболотоход «Кержак» производства «Завода вездеходных машин» со стандартным кузовом микроавтобуса ГАЗ-322132. Фото К.Лосевского
Трехосный снегоболотоход «Кержак» производства «Завода вездеходных машин» со стандартным кузовом микроавтобуса ГАЗ-322132. Фото К.Лосевского
А это – самый настоящий автобус-«гармошка» на базе «ГАЗели»!!! Эту машину, названную «Пилигрим», разработали в Саратовском государственном техническом университете и построили в 2000 году на Саратовском авиазаводе (фото А.Полуляха)
А это – самый настоящий автобус-«гармошка» на базе «ГАЗели»!!! Эту машину, названную «Пилигрим», разработали в Саратовском государственном техническом университете и построили в 2000 году на Саратовском авиазаводе (фото А.Полуляха)