Бывший муж любит повторять мантру мужских движений, что женщина должна уходить из семьи в одном исподнем и без детей. Дескать поэтому раньше и разводов не было, а теперь женщинам разводиться и оставлять себе детей выгодно — можно до конца жизни потом жировать на алименты. Поэтому когда начались постоянные угрозы с его стороны подать на развод, то вместе с ними бывший обещал отобрать детей и лишить алиментов.
Расскажу, как его ожидания по поводу детей не совпали с реальностью. Если посмотреть на дореволюционную традицию, то там оставление детей с отцом несло сугубо рациональную роль — мужчина больше зарабатывал, и мог лучше содержать детей (чаще всего просто "мог содержать хоть как-то"). В наше время женщина-одиночка гораздо лучше прокормит детей, чем это сделает мужчина.
Вторая причина, по которой я могу понять оставление детей отцу — если до развода у них были более близкие отношения, чем с матерью. Но в нашем случае (как и в подавляющем большинстве российский семей) оба ребенка, и сын, и дочь, изначально были "мамины". С папой у них были неплохие отношения: у сына прохладнее из-за традиционного соперничества отца со старшим сыном, у дочери восторженно-любящее. Но их отношения (как и наш брак) значительно испортили советы гуру из "мужского пути", которые пытался реализовать мой муж.
Например, в один момент муж рьяно принялся перевоспитывать сына. Притом, совершенно не учитывая его склад характера, интересы, страхи, особенности. Просто однажды сказал, что по воскресеньям они будут ходить на секцию боевых единоборств. Там работает тренером один из его новых знакомых по мужскому движению. Ладно, сын со скрипом согласился попробовать. Я ничего не сказала, но точно знала, чем это кончится — мы с сыном перепробовали очень много вариантов спорта в его 3-4 года, прежде чем остановились на шахматах и плавании, и это было совсем не просто так. Так и оказалось — сыну совершенно не зашла муштра и грубость тренера, а когда в конце занятия (первого для сына!) его заставили спарринговаться с другими мальчиками, он прямо сказал, что больше сюда не придет, и что ему нравится плавать в одиночестве и думать головой на шахматах, а не изображать из себя боевую обезьяну. В общем, вернулись в ссоре.
Еще обиднее было с дочерью. В отличие от сына, она у меня с рождения боевая, пацанка, резкая и ловкая. Вот ей бы как раз на той секции понравилось. Но в "мужском пути" повелели мужу с детства воспитывать дочь в духе патриархата: послушную, тихую, нарядную, по уши в семейных ценностях и скрепах. В результате муж оттолкнул от себя дочь, критикуя её поведение и недооценивая успехи, а она еще сильнее стала напоминать мальчика повадками и интересами.
Так что к моменту развода дети (оба уже к тому моменту 10-летние) точно понимали, что жить вместе с папой по заветам мужского воспитания они не хотят, поэтому сразу обозначили, что остаются у меня.