Обзор Проекта коронаФОМ № 52
Пандемия заставила бизнесменов забыть о конкуренции
Предприниматели объединяют усилия, чтобы найти нетривиальный подход к решению общих проблем. Такое наблюдение сделали специалисты ФОМ после серии интервью с руководителями бизнесов. По их мнению, топ-менеджеры понимают, что находятся в одной лодке и в одиночку выплыть будет гораздо сложнее. Поэтому начинают обмениваться опытом и помогать друг другу. Находясь внутри сообщества и ощущая причастность к общему делу руководителям компаний легче бороться. Там всегда можно найти единомышленников, попробовать снизить издержки, при помощи совета или нужного контакта выйти на новых клиентов. Причем это могут быть как внутриотраслевые партнерства, так и объединения компаний из разных сфер. Например, в начале пандемии руководитель «Агентства ЭйДжи» в сфере деловых мероприятий Анна Габер начала общаться с коллегами из других стран ради обоюдной поддержки, обмена информацией и идеями. В результате родился социальный проект для обсуждения проблем в сфере туризма, он объединил более 1,5 тыс. профессионалов туристической сферы из России, Прибалтики и стран СНГ. А представители из бьюти-индустрии создали объединение для разработки и уточнения стандартов деятельности, налаживания диалога с государством, чтобы не допустить депрофессионализации отрасли и увеличения доли серого бизнеса. Не секрет, что многие мастера предоставляют услуги на дому, и в пандемию их число только выросло. По словам Александры Давыдкиной из сети маникюрных салонов «Пальчики» в Самаре, текущая ситуация дала возможность привлечь внимание к индустрии, вести диалог по ее «обелению».
Ключевые показатели финансового состояния и настроений россиян
Оценки фактических последствий пандемии более негативные и тревожные, нежели ожидания. К такому выводу пришли аналитики ФОМ, проследив изменения двух интегральных индикаторов – «Экономические ухудшения» и «Экономические опасения». Первый фиксирует фактические последствия пандемии в сфере материального положения и занятости людей, второй – их страхи в отношении потери работы, сокращения зарплаты и закрытия предприятий. Эти показатели позволяют проследить, как менялись оценки ситуации и настроения наших сограждан. Так с апреля к сентябрю оба индекса постепенно снизились. При этом значения ощутимо варьировались в разных социальных группах, что позволило оценить, какие группы испытали больше финансовых трудностей, вызванных пандемией, а какие пострадали меньше. Например, оценки фактической ситуации на протяжении всех месяцев были хуже в группах мужчин и женщин молодого (от 18 до 30 лет) и среднего (до 45 лет) возрастов, работающих (эти респонденты только к июню начали давать оценки, не отличающиеся от средних по всей выборке), и особенно – среди людей с плохим материальным положением. Эти группы острее прочих чувствовали на себе экономические последствия пандемии. А вот ожидания были все время более тревожными преимущественно у людей среднего возраста (31–45 лет). Молодежь же, судя по всему, более оптимистично смотрит в будущее, поэтому ее ожидания уже мало отличались от средних по выборке. Также негативные ожидания были больше характерны для работающих. Однако сильнее всех в этом смысле выделялись малообеспеченные – им тяжелее всего пришлось в этот период, и, как отмечают аналитики ФОМ, они пока не верят в скорое улучшение ситуации.
Читайте также:
Кому выгодна пандемия и с какими проблемами столкнулись руководители бизнеса