1,9K подписчиков

Враг народа

174 прочитали

4 марта 2014 года по обвинению в госизмене, совершенной во время поездки в Грузию в 2010 году, был арестован житель Сочи Петр Парпулов. Долгое время семья Петра не придавала дело огласке из-за страха потерять работу, так как и жена, и старшая дочь Парпулова работают в государственных учреждениях. Однако младшая дочь, Юлия, в итоге все-таки обратилась за помощью к СМИ и правозащитникам, поскольку ее отец уже почти семь лет сидит в тюрьме ни за что.

Петр Парпулов с дочерью Юлией
Петр Парпулов с дочерью Юлией

— Пришли за ним 4 марта. Мы его тогда с мамой в санаторий отправили. Но вдруг позвонили с работы, сказали, что нужно документы какие-то подписать приехать. Он приехал домой – и утром пришли с обыском. Это был такой звонок-приманка.

Выпотрошили весь дом. Взяли двух понятых, видно, ФСБшники в отпуске, которые жаловались, что их выдернули туда. Забрали технику, которую, я так думаю, даже и не открывали. Создали видимость, маски-шоу. Брать-то из этой техники нечего. Увели маму с папой на допрос, причем папе сначала сказали, что он идет в качестве свидетеля, — рассказывает Юлия.

— Папе дали дежурного адвоката. Сам папа был без очков. Они оформили протоколы так, как им было выгодно, и просто дали папе подписать. Папа — человек доверчивый. Он сказал, что у него не было и задней мысли, что люди могут так врать. Воткнули ему пару дежурных фраз для повода его забрать. Как только он подписал бумагу, ему сообщили, что теперь он подозреваемый по этому делу. Они загнали его в машину и увезли в Краснодар.

Парпулов работал в сочинском аэропорту. Сперва рядовым диспетчером, потом заместителем начальника службы движения филиала «Аэронавигации юга». Его дело рассматривали в закрытом режиме. 60-летнему Парпулову предъявили обвинение по статье 275 УК ((«Госизмена»). Авиадиспетчер вину не признал. По версии ФСБ, Парпулов передал секретные сведения жителю Грузии, а тот — правительству Грузии. Его поместили в СИЗО-5 Краснодара.

Петр Парпулов
Петр Парпулов

У Петра изъяли загранпаспорт, и где он точно был в 2010-м, узнать уже невозможно. Семья вспоминала, что он выезжал только к грузинским родственникам.

Как и что мог передать сотрудник аэропорта спецслужбам Грузии, Юлия не может предположить.

— У мамы вся семья в Грузии живет. Они с папой в 2010 году ездили к моей тете. К ним приходил какой-то миграционщик, якобы они как-то неправильно заполнили формы, и предлагал документы на подписание. Три раза приходил и ушел. Напоследок он принес бутылку вина, которую папа выбросил, но следователь посчитал, что таким образом отец взял взятку. Т.е. основанием для задержания была встреча с этим мужчиной, от которого спецслужбы якобы получили некие данные. Выяснилось, что этот человек вообще был грузинским шпионом. Тогда как раз была война, и абхазские спецслужбы якобы поймали этого мужика, хотя по фотографиям отец сказал, что это был не он.

Вся «секретка» в нашем деле заключается в каких-то несчастных бумагах, которые рассматривают какие-то эксперты. Они пишут, что мой отец «мог» получить эти документы. Доказательств получения этих документов нет, только предположения.

Но причем тут Россия? Как он мог нанести вред целостности Российской Федерации, если война идет между другими странами? Мы же не воюем с Грузией. Суд на эти вопросы не отвечает.

В мае 2016 года Верховный суд России утвердил приговор авиадиспетчеру и осудил его на 12 лет колонии. Дело Парпулова отмечено грифом «совершенно секретно».

Находясь в СИЗО, Петр серьезно заболел. У него желудочная и паховая грыжи. Мужчину прооперировали в гражданской больнице, после чего вновь отправили в СИЗО.

— СИЗО ни в какую не соглашалось отправлять отца на операцию. Тогда мы договорились с Митрохиным из партии «Яблоко», что он поможет, и спустя месяц отец попал в больничку. Там у соседа по койке оказался мобильный телефон, при помощи которого отец со мной связывался. За это они забрали его сразу в СИЗО и дали 10 дней карцера перед судом, — рассказывает Юлия Парпулова.

Семье не давали встретиться с отцом — следователь отказывал в свиданиях и звонках. Письма отправляли сразу пачкой, несвоевременно.

— «Секретность» давила на нашу семью. Отец два года находился в изоляции. Они шантажом пытались заставить его взять на себя вину, чтобы он мог получить разрешение на свидания и звонки. Но он отказался, потому что не понимал, что вообще должен подписать. Ему предлагали подписать документы без ознакомления с содержанием.

В итоге ему отказали в свиданиях, письмах и в звонках. Впервые отца я встретила, когда пошли суды. Я добилась у суда разрешения на свидания в СИЗО, но однажды меня оттуда выгнали, потому что я задавала вопросы, почему отец плохо выглядит. В следующий раз, когда я пришла в СИЗО, начальник сказал, что мне нельзя задавать вопросы по поводу содержания в изоляторе и внешнего вида папы.

Начали судиться в начале сентября, а решение было лишь в феврале. Папа написал несколько тетрадей о том,что происходило внутри. Там был полный бардак. Там нужно всего два пункта доказать, чтобы посадить по этой статье. Один — факт передачи иностранному лицу информации, и второй — интерес в этом

В этом и основание нашего договора. Передача документов — условный факт. А интерес вот в чем. Отца спросили, переживает ли он за своих родственников, проживавших в Грузии на период войны. Спросили, хотел бы он, чтобы его племянники умерли. Конечно же он ответил «нет». Вот это и является интересом».

4 марта 2014 года по обвинению в госизмене, совершенной во время поездки в Грузию в 2010 году, был арестован житель Сочи Петр Парпулов.-3

В 2018 году за Парпулова вступилась баллотировавшаяся тогда на пост президента РФ Ксения Собчак. Она передала список с рядом имен политзаключенных, в том числе и авиадиспетчера, в администрацию президента. На этом ее правозащитная деятельность кончилась. О списке ни она сама, ни чиновники больше не вспоминали.

Чтобы довести дело до Кассационного суда, в дело вступил адвокат Александр Попков, однако Краснодарский краевой суд отказался предоставлять для ознакомления материалы дела. Суд сослался на государственную тайну.

Адвокат Александр Попков
Адвокат Александр Попков

— С нашей стороны в суде был свидетели. Коллеги отца отказались со мной общаться, отказывались «в этом участвовать». Один человек согласился предоставить характеристику папы, но только не на работе. Договорились, что будем общаться по домам, потому что начальник требовал, чтобы фамилия Парпуловых больше не упоминалась. Нашу фамилию попытались похоронить заживо.

Свидетели выступали на стороне отца. Даже прокурорские уверяли, что не мог он получить эти документы, — рассказывает Юлия.

Адвокат Попков рассказал, что дважды требовал разрешить ему ознакомиться с документами — 27 июля и 26 сентября. Ему ответили только после второго обращения.

— Я принял поручение на защиту осужденного сочинского авиадиспетчера Петра Парпулова и обжалование приговора в кассационном/надзорном порядке. Но мудрый Кубансуд так ответил на ходатайство об ознакомлении: «В связи с тем, что производство по данному делу окончено, приговор вступил в законную силу и обращен к исполнению, ознакомить Вас с материалами уголовного дела не представляется возможным, поскольку уголовное дело содержит сведения, составляющие государственную тайну», — пишет на своей странице в фейсбуке адвокат Попоков.

Коллега Попкова адвокат Алексей Аванесян опубликовал на своей странице в фейсбук этот ответ:

4 марта 2014 года по обвинению в госизмене, совершенной во время поездки в Грузию в 2010 году, был арестован житель Сочи Петр Парпулов.-5

Правозащитный центр «Мемориал» признал авиадиспетчера политическим заключенным.