В послевоенную эпоху (1950-80-е годы) фотохудожникам приходилось непросто. Их искусство в первую очередь было призвано решать поставленные государством идеологические задачи. Сложные философские образы, изображение мрачных сторон советской действительности (пьянство, бедность, инвалиды-фронтовики и др.), попытки показать красоту, в том числе тело, попадали под запреты. Но фотографы умудрялись обходить их.
«Новая квартира» – первое советское ню
Одной из первых советских фотографий в жанре ню, которая считается культовой, стала работа «Новая квартира», сделанная Николаем Хорунжим в 1959 году по заданию журнала «Советский Союз». С точки зрения современного зрителя, в ней нет ничего непристойного – силуэт обнаженной девушки за шторкой в душе. Кстати, художник снимал модель в присутствии ее мамы. Но министр культуры Екатерина Фурцева потребовала убрать это фото с выставки, назвав его порнографией. Работу вернули обратно из-за большого количества возмущенных отзывов зрителей, впоследствии она была напечатана в журналах, получила награды, в том числе за рубежом. Тогда общественное мнение все-таки имело вес.
Советский Эдгар Дега – Евгений Умнов
Фоторабота «Лебеди. Артистки балета Большого театра СССР в буфете Кремлевского Дворца съездов» напоминает о знаменитых танцовщицах с картин французского художника Эдгара Дега, но модели – советские балерины, заглянувшие в буфет. Кажется, что они хотят попросить яблоко или низкокалорийный салатик, вытягивая шеи и поднимаясь на цыпочки, как на сцене, но ассортимент буфета непонятен. Хотя вряд ли там ничего не было, учитывая, что это Кремль.
Сюрреализм Вильгельма Михайловского
Серия Humanus латвийского фотографа Вильгельма Михайловского – это сюрреалистичные фотоколлажи, выводящие зрителя за рамки обыденности. Например, «Утро для моей девочки» поднимает сразу много тем: детства, природы, свободы. На снимке неподалеку от играющего ребенка появляется совсем неожиданный лебедь, – вот и додумывайте, почему он здесь оказался. «Вдохновение» – девушка в черном платье, которая вполне уверенно держится между двумя разделенными горизонтом безднами.
Оптимистичный Лагранж – фотограф молодежи
Владимир Лагранж – пожалуй, наиболее жизнерадостный советский фотохудожник, далекий, однако, от напыщенности и официоза. Его привлекали искренние люди, свободно выражающие эмоции, уличные сценки, моделями становились дети и молодежь. Яркие образцы работ – «Какие танцы без баяна?», где показан деревенский праздник, и известный снимок «Вратарь» – городской мальчишка с портфелем и перемотанной изолентой клюшкой.
Мечтательный и остросоциальный фотограф Игорь Гневашев
Игорь Гневашев – автор лиричных и одновременно пронзительных работ. Ему особенно близка детская тема, но это не тема безоблачного детства. «Мечта» –мальчик в солнечных искрах на берегу, сжимающий в руке деревяшку. «Воскресенье»– девочка с горьким, недетским взглядом, стоящая на пороге деревенского дома. Под крыльцом пьяный отец. «Отец и сын»– ребенок прижался к ноге мужчины, который, видимо, собирается уехать от него на подошедшем к остановке автобусе.
Обнаженность и искренность в работах Сергея Васильева
Уральский фотохудожник, работавший среди прочих в жанре ню, показывает женское тело в повседневной жизни. Но оно не возбуждает чувственности, а вызывает восхищение красотой и теплым отношением автора к модели. Например, кадр «1979», где спортивная молодая мама плавает в воде вместе с малышом, выглядит целомудренно, это очень добрая фотография.
Читайте в канале:
«Ленсбейби: от необычного семейного кадра к ощущениям»
«Окошко в советское прошлое глазами американца. Окунитесь в счастливое детство за минуту»
_______________________
Подпишитесь на наш канал МоиФотоСтраницы, читайте еще больше полезного в блоге.