"Сегодня президенты Владимир Путин, Эммануэль Макрон и Дональд Трамп выступили с совместным заявлением о «немедленном прекращении боевых действий» в Нагорном Карабахе. Соединенные Штаты, Россия и Франция являются сопредседателями Минской группы, органа, созданного в 1992 году Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) , призванного найти условия для справедливого и прочного мира" сообщает одно из самых авторитетных европейских изданий "Le Monde".
Но статья посвящена не столько заявлениям лидеров России, США и Франции, а тому, что двое журналистов издания сегодня попали под обстрел азербайджанских "градов" по время съемок в городе Мартуни (Нагрный Карабах).
Журналисты выполняли свой долг, освещая события военного конфликта, как почти 200 их коллег из разных стран, находящихся сегодня на линии фронта. Как вы думаете, какая сторона позволила прессе беспрепятственно работать, делать репортажи, вести съемки с места событий? Да, все правильно, армянская сторона.
Вторая сторона конфликта не только скрывает свои потери, блокирует соцсети и мессенджеры, выключает интернет у населения (за исключением специально обученных ботов, задача которых "набегать и закидывать" любого, кто реально освещает события), но и не пускает иностранных журналистов. За исключением турецких, представляющих правительственные издания, подконтрольные администрации Эрдогана. Что вполне логично, ибо сегодня политика "братских" тюркских стран отнюдь не направлена на мирное решение конфликта.
Но вернемся к работе свободной прессы. Репортеры, я имею ввиду действительно профессионалов своего дела, всегда будут в центре событий. И удар на себя они принимают так же, как и военные, находящиеся на передовой.
Кстати, про жизнь репортеров на войне, и особенно после. О том, как переосмысливаются события, о человеческих качествах, которые проявляются до и после. Об этом совсем недавно снял фильм армянский режиссер Дживан Аветисян. Год назад состоялась премьера фильма "Врата в Рай" (Gate to Heaven), на этой неделе он должен был демонстрироваться в рамках Московского международного кинофестиваля (ММКФ), но буквально за пару дней до начала фильм был вычеркнут из программы.
Как сообщают СМИ, сам азербайджанский посол попросил фильм не показывать. И хоть организаторы клянутся, что послу отказом ответили, но фильм гости фестиваля не увидят. "Во избежание столкновения между армянами и азербайджанцами в Москве и вокруг Карабаха мы воздержимся от показа картины, хотя картина хорошая".
Некоторые московские кинодеятели, видимо, восприняли опыт придворных "журналистов" из Баку, строчащих по команде отчеты о великих победах из пресс-центров за банку икры и вымпел передовика алиевской пропаганды.
Но фильм можно посмотреть и без фестиваля. И правдивые фильмы о конфликте в Карабахе будут сниматься и впредь. Равно как и настоящие репортеры будут снимать и писать о том, что происходит, и не покинут передовую до окончания конфликта.
Сегодня ребята из Le Monde попали под обстрел , оба серьезно ранены, я очень надеюсь, что все закончится благополучно, и желаю им скорейшего выздоровления. И сил, мужества и стойкости всем, кто честно освещает события в Карабахе.