Найти тему
Проект А4

Ломать не строить или почему ученикам нравится сокращать тексты

Оглавление

Учителя русского языка включают элементы развития речи почти на каждый урок. Дать развёрнутый ответ на вопрос, продолжить текст по заданному началу, придумать и записать свой текст. Но всё же без отдельных уроков развития речи не обойтись. Можно провести вот такой урок в 7 классе по теме «Приёмы сжатия текста».

С чего начать?

Хорошо бы помнить, что мы изучаем приёмы сжатия текста не сами по себе. Нам нужно научить семиклассников находить в тексте главную и второстепенную информацию и использовать приёмы сжатия, чтобы убрать из текста несущественную для понимания текста информацию.

После выполнения принятых в вашем классе ритуалов (постоять в начале урока, поздороваться, сделать физкультминутку, повторить правила поведения на уроке и т.д.) нужно подвести детей к изучаемой теме. Для этого вспомним уже известное нам понятие текст. Я вывожу на экран вот такие отрывки и даю задание:

Прочитайте. Что из этого текст? Почему?

1. Включая компьютер, я погружаюсь в удивительный мир, полный музыки, фотографий, фильмов и игр. В интернете я могу связаться с любой точкой земного шара, узнать новости, найти необходимую книгу. Благодаря компьютеру моя жизнь становится полной и динамичной. Одним словом, компьютер – мой верный друг, помогающий мне работать и отдыхать.

2. Виртуальный мир далёк от реальности. Поэтому мне купили компьютер. Но компьютер ни в чём не виноват. Виноваты мещане. Они очень плохие люди, потому что думают только о себе. А надо думать о благе народа. И уж тоже не виноват. Потому что "рождённый ползать – летать не может". Это сказал Максим Горький. А скоро папа купит мне ужа. И я буду за ним ухаживать.

Учащиеся без труда определяют, что под цифрой 1 находится текст, предложения в нём связаны по смыслу и грамматически. Под цифрой 2 — набор предложений, не связанных между собой. Если у детей возникла сложность с формулированием понятий текст, тема текста, главная мысль, помогаю им. Для обсуждения использую следующие вопросы:

  1. Что из этого текст?
  2. Почему втором пример не является текстом?
  3. Что такое тема и главная мысль текста?
  4. Как мы запоминаем информацию?
  5. Как найти самое важное в тексте, который мы прочитали или услышали?
  6. Как понять, какая информация второстепенна?
  7. Какую информацию необходимо запомнить, а какую можно опустить?

После обсуждения вместе с учениками формулируем цель урока, понимаем, чем будем заниматься.

Поиграем?

Предлагаю ученикам провести эксперимент. Обычно, дети принимают предложение на ура. Кто не любит поиграть на уроке? Для игры нужны четверо желающих, остальные ученики выполняют не менее важную функцию, они наблюдатели. Важно дать инструкции и тем и другим.

Игра

Принцип игры заключается в следующем. В классе остается один играющий из четырёх. Он первый получает устную информацию, которую затем должен передать другому с наименьшими потерями по смыслу. Каждый следующий играющий заходит в класс и делает то же самое – получает и передает информацию, стараясь минимально искажать смысл. Остальные присутствующие в классе молча следят за процессом игры, наблюдают, запоминают, как передавалась информация. Последний из играющих участников передает информацию присутствующим в классе. Задача для наблюдателей: заметить, какую информацию участники запомнили, а какую упустили?

Текст

Передайте, пожалуйста, директору, что Александр Николаевич ждал его сегодня с утра в своём кабинете на третьем этаже для обсуждения важного вопроса касательно обновления школьных компьютеров, но не дождался. Очень огорчился, но должен был отправиться в кабинет информатики по поводу установки лицензионного программного обеспечения, кстати, совершенно нового и навороченного, в кабинет завуча по воспитательной работе, кабинет технологии, прикладного труда и робототехники. Установка должна быть закончена сегодня, так как завтра в школе будет проходить слёт трудовых объединений, на котором будут представлены работы учащихся по этим направлениям. Он должен вернуться к обеду, но если его не будет к 13 часам, то начинать обедать вы можете без него. Да, самое главное, передайте всем, что тестирование нового оборудования до конца рабочего дня, возможно, проводиться не будет.

Вопросы для обсуждения:

  1. 1. Как участники пытались сохранить услышанное в памяти? (пытались запомнить всё подряд, поэтому запомнили начало и забыли конец; перепутали/заменили часть информации; получилось запомнить простые предложения)
  2. 2. Какие ошибки были сделаны и как их можно избежать? (переспрашивать, уточнять, укрупнять в блоки, задавать вопросы, пытаться визуализировать и т.д.).
  3. 3. Какая информация обычно запоминается, а какая вытесняется или искажается? (эффект края — запоминание начала и конца эпизода; замена нетипичной информации на более субъективно правильную и т.д.).

Четырёх участников достаточно для того, чтобы увидеть, как исказился начальный текст, но, учитель может выбрать большее количество участников для передачи текста. Главное, правильно рассчитать время, на игру лучше запланировать не более 15 минут.

После информационного сообщения последнего участника присутствующие определяют, донесли игроки исходную информацию до слушателей или нет. Затем учитель читает всем первоначальное сообщение еще раз и предлагает ответить на вопрос: «Сколько блоков существенной информации было в тексте?» Учащиеся определяют, что в тексте присутствуют 3 блока существенной информации. Несущественной информацией являются подробности о программном обеспечении, которым занят Александр Николаевич.

Приходим к выводу что в тексте может быть главная и второстепенная информация. Мы попробуем научиться находить главную информацию и подробности, которые не важны для понимания сообщения. Для этого познакомимся и попробуем освоить на практике приемы сжатия текста.

Изучаем новое

Каждый приём нужно записать, прочитать, обсудить и, конечно, попробовать использовать самостоятельно. Вот такие предложения я вывожу на экран и использую для отработки:

Приёмы сжатия текста:

  • Исключение — исключение повторов, синонимов, вводных слов, уточняющих конструкций, — любой второстепенной информации.

    Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и компьютеру, так как из-за пыли техника преждевременно изнашивается.

    Чистый воздух необходим не только людям, но и технике.
  • Замещение — слияние нескольких предложений в одно; замена сложного предложения простым.

    Отец попросил, чтобы я проверил его компьютер на вирусы. Он сказал, что на нём нужно обновить антивирусную программу.

    Отец попросил меня проверить его компьютер и обновить антивирусную программу.
  • Обобщение — замена однородных членов обобщающим словом.

    В интернете можно найти интересные фильмы, новейшие музыкальные хиты, захватывающие игры.

    В интернете можно найти разнообразный контент.

Эти предложения мы сокращаем вместе с учениками, участие учителя здесь важно, поскольку детям нужно объяснить, что от них требуется.

Компьютерная тематика примеров позволяет выдержать единство урока, мы начали с текстов про компьютер, использовали ту же тему в игре и на ней же разбираем новые понятия.

Ещё я использую мнемоприём, позволяющий ученикам запомнить новые понятия: из первых букв приёмов сжатия текста получается аббревиатура ИЗО.

А теперь мы сами

Пришла пора отработать полученные знания на практике. Раздаю учащимся распечатки текстов и даю задание:

Прочитайте текст, найдите главную мысль. Сократите текст до трёх предложений, используя приёмы сжатия текста. Запишите получившийся текст.

Среди ребят своего двора Чик считал себя самым главным. Разумеется, он об этом не говорил, это было бы слишком глупо, но считал это вполне справедливым.

Во-первых, он это так считал потому, что так оно и было, а во-вторых, он был старше на три месяца самого старшего из них, Оника, сына Богатого Портного.

Конечно, во дворе были и другие ребята, но это были совсем взрослые парни. Они были старше его на пять-шесть лет, их нельзя было принимать в расчет, у них своё.

Прочитайте текст, найдите главную мысль. Сократите текст до трёх предложений, используя приёмы сжатия текста. Запишите получившийся текст.

С достоверностью можно утверждать, что подавляющее большинство людей не уделяет какого-либо особого внимания звездному небу.

Часто ли вы видите человека, который, подняв голову, смотрит на звезды? Или бывало ли с вами так, чтобы, в то время, когда вы сами смотрели на звезды, кто-либо подошел к вам и, догадавшись, какой звездой вы именно восхищаетесь, разделил с вами восхищение?

Пожалуй, в основном люди, живущие в городах, не предполагают, что вид неба в целые периоды года почти одинаков, что это неподвижный узор. Скорее всего думают люди, что каждым вечером оно выглядит иначе, что каждым вечером взлетает и рассыпается в небе новая звездная ракета.

Разумеется, не у всех учащихся получается с первого раза самостоятельно сократить текст. Важно наблюдать за работой учеников и в случае необходимости помочь с выполнением задания.

В качестве рефлексии предлагаю ученикам отправить телеграмму с вопросом по теме урока своему однокласснику или учителю. Это даст возможность еще раз повторить основные понятия и закрепить изученное. Можно подготовить тексты для сокращения в качестве домашнего задания.

Текст для домашнего задания 1

Прочитайте текст. Найдите главную мысль. Сократите второстепенную информацию. Запишите получившийся текст.

Как следует поступать кухарке с пищей, оставшейся от ужина

Рассуждения домашнего кота

Наш хозяин очень доволен новой кухаркой, он хвалит её за бережливость и аккуратность.

Особенно ему нравится, что всё, что не съели за ужином хозяева и слуги, она раскладывает в горшки с плотными крышками и относит в холодный погреб, а то, что не должно испортиться, убирает на верхнюю полку шкафчика и запирает на ключ. Понятно, что эту пищу могут разогреть и съесть на следующий день, — это прямая экономия продуктов. Кроме того, кухня, в которой спрятаны продукты, сияет чистотой, и в ней не разводятся всякие несимпатичные насекомые вроде мух и тараканов.

Но на самом деле ничего хорошего в таком поведении кухарки нет. Она ведёт себя как холодное, даже жестокое существо, неспособное подумать о том, что она лишает нас, котов и кошек, маленьких привычных радостей. Мы, конечно, и теперь можем ночью собраться на кухне, но не увидим там ни недопитого молока в чашке, ни косточки, на которой остаётся столько вкусных мясных волокон, ни приоткрытого горшочка со сметанным соусом.

Позор несносным бездушным кухаркам!

Текст для домашнего задания 2.

Прочитайте текст. Найдите главную мысль. Сократите второстепенную информацию. Запишите получившийся текст.

Друг или враг

Зимой холодно. Надеваем тёплую рубашку, поверх свитер, потом ещё шубу — всё равно холодно.

Мороз и под шубу забирается, и за нос щиплет, и пальцы леденит. С морозом не шути! Зазеваешься — плохо придётся: обморозишься! Значит, мороз — враг? Конечно! Зимой и автомашину трудно завести, и пароходы и баржи стоят — вмёрзли в лёд и ждут весны. А попробуй зимой не отапливай дома — вода замёрзнет в трубах — они лопнут. Всем от мороза достаётся.

А если бы не было мороза? Не было бы зимы. Как было бы плохо! Не кататься тогда с горки на санках, и в снежки не играть, и на лыжах не бегать! Если бы не было мороза, испортилось бы мясо и не попробовать мороженого. Значит, мороз — друг? Конечно! Ведь холод помогает людям во многих сложных делах: и варить сталь, и строить города, и летать в космос, и лечить от болезней. Прежде люди только прятались от холода: грелись у костров, строили тёплые жилища, шили тёплую одежду, а потом научились дружить с холодом и заставили его работать на себя.

Вот и не скажешь сразу: друг или враг холод.

Рубрика: Конспект урока
Автор: А
нна Воробьева