Найти тему
Mike Fiesta

Электромобили в ралли-кроссе: первый блин комом?

Ну вот и настал тот год, когда электрокары добрались и до грунтовых трасс мирового ралли-кросса. Я знаю что сейчас уже множество адептов "электричек", со многими из них регулярно общаюсь. И поездив на электрокарах в городе, по загородной трассе и по гоночному треку мне самому очевидны те немалые плюсы, что есть всё-таки у этого вида машин. Но что касается именно автоспорта, то тут далеко не всё так однозначно. Впрочем, можете сами сделать некоторые выводы для себя, посмотрев на видео, которое я приложу ниже.

-2

А пока факты. В рамках этапов чемпионата мира по ралли-кроссу в этом, 2020 году, уже состоялось несколько заездов электрических ралли-каров, так называемого Projekt E. Все машины пока изготовлены одной компанией, австрийской STARD. Рецепт изготовления относительно прост: берётся раллийный авто класса R5 и вместо его "классических" агрегатов устанавливаются электрические двигатели и элементы трансмиссии, плюс аккумулятор вместо бензобака.

Вот так выглядит подкапотное пространство после установки туда электромотора
Вот так выглядит подкапотное пространство после установки туда электромотора

Всего устанавливается три электродвигателя. Все поперечно, один спереди и два сзади. Трансмиссия двухскоростная, хотя во время гонки используется только одна передача. Привод полный. Силовая установка в комплексе выдаёт мощность 450 кВт (примерно 612 л.с.) и крутящий момент 1002 Нм. Стоимость электрокомплекта составляет 194 000 евро. Единственным и важным минусом "электрички" является вес, он составляет 1480 кг, по сравнению с 1300 кг у бензиновой машины класса Supercar.

Для сравнения, бензиновый ралли-кроссовый авто категории Supercar, также сделанный из ралликара R5 (на примере Peugeot 208 WRX 2018 года) выдаёт со своего двухлитрового турбомотора 600 л.с. при 6000 об/мин, крутящий момент - 850 Нм при 4500 об/мин, максимально возможные обороты - 8000. КПП секвентальная 6-ступенчатая.

-4
В салоне минимум отличий от бензиновой версии, только в деталях
В салоне минимум отличий от бензиновой версии, только в деталях

Как видим, по цифрам "электричка" 2020 года имеет преимущество в 150 Нм по крутящему моменту, но при этом тяжелее на 180 кг. Как это сказывается на времени прохождения дистанции. Возьмём к примеру последнюю гонку в латвийской Риге (знаменитая трасса Бикерниеки). В течение заездов, проходивших 19 сентября лучший заезд из четырёх кругов (общая длина дистанции примерно 5,2 км) со стартом с места, и с борьбой с другими участниками, составил для электрокаров - 3 мин 32,051 сек. А для "Суперкаров"- 3 мин 22,377 сек. Разница почти 10 секунд! Это не просто много, это другая лига по сути. По итогам заездов дня лучший результат "электрички" позволил бы занять только 14 место среди бензиновых конкурентов.

Первую победу на официальном этапе ралли-кроссового турнира электрокаров Projekt E одержал небезызвестный Кен Блок. Вот только боролся он с двумя соперниками, имена которых я услышал впервые, хотя уже много лет слежу за всеми ведущими ралли-кроссовыми сериями. Зато американец снова записал своё имя в историю, PR дело такое))
Первую победу на официальном этапе ралли-кроссового турнира электрокаров Projekt E одержал небезызвестный Кен Блок. Вот только боролся он с двумя соперниками, имена которых я услышал впервые, хотя уже много лет слежу за всеми ведущими ралли-кроссовыми сериями. Зато американец снова записал своё имя в историю, PR дело такое))

Так что, как видим большое значение имеет вес, как и всегда в большом автоспорте. А ещё наверняка борьба с постоянным нагревом аккумуляторных батарей во время заезда, о чём постоянно твердят пилоты электрокаров, и что является главной технической проблемой для спортивных электромашин на сегодня. Да не даст соврать Хироси Масуока, выступавший много лет в гонках на "электричках" и занимавшийся разработкой спортивных электрокаров.

Электрический Citroën C5, созданный на базе раллийной машины категории R5, за ним три электро-Фиесты
Электрический Citroën C5, созданный на базе раллийной машины категории R5, за ним три электро-Фиесты

Но нарастить скоростной потенциал электрички не проблема, в этом даже нет сомнений. А вот что делать со звуком, эта проблемка гораздо серьёзнее. Ибо автоспорт - это зрелище, и мощный рык двигателей - непременная его составляющая. Неудивительно, что во время первой трансляции заездов электрокаров после проезда машин класса "Суперкар" самым популярным смайликом в чате был тот, которого укачало после поездки. А может не всё так печально. Давайте посмотрим. Вот два заезда на одной и той же трассе. Вначале электрички:

А теперь там же, но на ралли-кроссовых машинах здорового человека, правда вредных для окружающей среды конечно, но... смотрим в-общем, сравниваем и делаем выводы с точки зрения зрителя. При этом не забываем, что видео скрадывает палитру звуков и существенно:

И как вам, какие гонки понравились больше, на чадящих "бензинках" или на кристально чистых "электричках"?)

Все фото в посте fiaworldrallycross.com

Авто
5,66 млн интересуются