Найти тему
История моды с Марьяной С.

Загадка веера Юсуповых

Однажды я написала о красавице Татьяне Юсуповой, матери знаменитой Зинаиды, и упомянула про её свадебный веер. Так вот, есть один момент, который теперь не даёт мне покоя...

Это великолепный веер сделали специально к свадьбе, в Париже. Экран веера сделан из самого изысканного кружево - алансонского, с гербами молодых, а боковые пластины украшены рубинами (412 штук), изумрудами (82), бриллиантами (9) и эмалью. Не веер, а мечта! И особую прелесть придаёт ситуации то, что до наших дней сохранился и парадный портрет Татьяны, на котором она держит в руке веер, и сам веер.

Татьяна Юсупова, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1858. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
Татьяна Юсупова, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1858. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

Однако у этой истории есть продолжение. Я собираю коллекцию вееров и книг, им посвящённых. И вот наконец-то приобрела книгу "Императорские веера из Эрмитажа". Это каталог выставки, которая прошла в 1997 в Лондоне, в Музее веера. Девяносто вееров из эрмитажной коллекции прибыли в Великобританию, и, конечно, произвели впечатление. Ещё бы! Эрмитажу есть чем гордиться.

Побывал на той выставке и юсуповский веер. И вот я листаю каталог и вижу его... Но не целиком! Только кружевной экран и драгоценные пластины! И так и написано, мол, "веер, состоящий из лицевых пластин и экрана". Ни "оправы" (стана/каркаса/остова/пластин, словом, основы веера), ни штифта - стерженька, на который нанизывают пластины... Нет, такой ценный экспонат никто бы не стал разбирать на части и лишать каркаса, чтобы представить в таком вот виде!

Веер Юсуповых, скан из книги "Императорские веера из Эрмитажа", 1997
Веер Юсуповых, скан из книги "Императорские веера из Эрмитажа", 1997

Подозреваю, это означает, что на самом деле остов юсуповского веера не сохранился до наших дней. И в 1997 он пребывал в таком, урезанном виде. А потом его отреставрировали, добавив стан от другого веера - у которого, возможно, наоборот, не сохранился экран. Так бывает, и это, в общем, стандартный приём реставрации.

Веер Юсуповых, XIX век. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа
Веер Юсуповых, XIX век. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа

И чем больше я смотрю на юсуповский веер в его нынешнем виде, тем больше подозреваю, что так дело и было. Уж слишком прост это остов для такого роскошного экрана и боковых пластин! А ведь веер делали на заказ!.. Тут, скорее, подошёл бы перламутр, с резьбой или росписью, или слоновая кость, но но с более изысканным рисунком... Но я, конечно, могу ошибаться.

Словом, в идеале нужно написать в Эрмитаж и спросить - так, мол, и так, меняли ль вы? :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory