Однажды я написала о красавице Татьяне Юсуповой, матери знаменитой Зинаиды, и упомянула про её свадебный веер. Так вот, есть один момент, который теперь не даёт мне покоя...
Это великолепный веер сделали специально к свадьбе, в Париже. Экран веера сделан из самого изысканного кружево - алансонского, с гербами молодых, а боковые пластины украшены рубинами (412 штук), изумрудами (82), бриллиантами (9) и эмалью. Не веер, а мечта! И особую прелесть придаёт ситуации то, что до наших дней сохранился и парадный портрет Татьяны, на котором она держит в руке веер, и сам веер.
Однако у этой истории есть продолжение. Я собираю коллекцию вееров и книг, им посвящённых. И вот наконец-то приобрела книгу "Императорские веера из Эрмитажа". Это каталог выставки, которая прошла в 1997 в Лондоне, в Музее веера. Девяносто вееров из эрмитажной коллекции прибыли в Великобританию, и, конечно, произвели впечатление. Ещё бы! Эрмитажу есть чем гордиться.
Побывал на той выставке и юсуповский веер. И вот я листаю каталог и вижу его... Но не целиком! Только кружевной экран и драгоценные пластины! И так и написано, мол, "веер, состоящий из лицевых пластин и экрана". Ни "оправы" (стана/каркаса/остова/пластин, словом, основы веера), ни штифта - стерженька, на который нанизывают пластины... Нет, такой ценный экспонат никто бы не стал разбирать на части и лишать каркаса, чтобы представить в таком вот виде!
Подозреваю, это означает, что на самом деле остов юсуповского веера не сохранился до наших дней. И в 1997 он пребывал в таком, урезанном виде. А потом его отреставрировали, добавив стан от другого веера - у которого, возможно, наоборот, не сохранился экран. Так бывает, и это, в общем, стандартный приём реставрации.
И чем больше я смотрю на юсуповский веер в его нынешнем виде, тем больше подозреваю, что так дело и было. Уж слишком прост это остов для такого роскошного экрана и боковых пластин! А ведь веер делали на заказ!.. Тут, скорее, подошёл бы перламутр, с резьбой или росписью, или слоновая кость, но но с более изысканным рисунком... Но я, конечно, могу ошибаться.
Словом, в идеале нужно написать в Эрмитаж и спросить - так, мол, и так, меняли ль вы? :)
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory